Сочинение: Бэла в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
(347 слов) Женские образы М.Ю. Лермонтова были настолько новы и самобытны, что порой отвлекали внимание критиков от главного персонажа романа «Герой нашего времени». Особенно интересным явлением в русской литературе стал образ Бэлы — юной (16 лет) дикарки из племени горцев.
Бэла – юная девушка со сверкающими, как два угля, глазами («…глаза черные, как у горной серны*, так и заглядывали к вам в душу…»), которую Печорин захотел приручить, влюбить в себя. Он увидел ее танцующей на празднике горцев. Ее вольная и гордая восточная краса покорила Григория. В непосредственной и живой девушке не было ни тени лукавства и светского притворства. Ее душа откровенно и честно отражалась в красивых глазах. Бэла оказалась для Григория игрой, головоломкой, которую, разгадав, он бросил. Если сначала она дичилась его, не подпускала к себе, то потом уступила, как и все женщины. Девушка поверила ему, его словам, но дни счастья оказались недолгими. Печорин погубил ее. Почему же он не смог сберечь дикарку? Почему остыл? В его лице перед нами предстала сама цивилизация — упитанная и самодовольная, жаждущая удовольствий. И вот она завладела природой — сильной и свободной, но покорной в любви. Бэла — это и есть природа, которую попирает цивилизация, а потом оставляет за собой пустырь. Пока туземка не принимала ухаживаний и гордо хранила свою свободу, Григорий жаждал ее внимания, но потом пресытился им, не понимая главного — менталитета женщины Востока. Для нее похищение означало позор, но в то же время похититель становился ее единственным покровителем, ее мужем. Сначала девушка мучительно переживала позор, но потом приняла свою судьбу и стала хорошей супругой для Григория — нежной, кроткой и беззаветно любящей. Таков характер Бэлы: за гордостью и неприступностью кроются мягкость и доброта. Она была бы превосходной матерью, составила бы счастье семьи своей покорностью и лаской. Но не то нужно было ее губителю. Он жаждал острого наслаждения, а не тихого семейного очага. Идеалы Бэлы — это семья, дети и полная чаша дома. Идеалы Печорина — риск, мучительный, но сладостный самоанализ и свобода одиночества. Они были противоположны друг другу.
В «Беле» Лермонтов не скрывает своей симпатии к горцам, к их вольному нраву. Горьким событием для автора становится гибель девушки, олицетворяющая смерть всего природного, свободного, настоящего в руках холодного и пресыщенного Печорина.
Автор: Екатерина Озаровская