Сочинение: Образы героев пьесы «Гроза» (А.Н. Островский)
(697 слов) Пьеса «Гроза» занимает важное место в творчестве великого русского драматурга А. Н. Островского. Рассмотрим подробнее образы главных героев этого известного произведения.
Главная героиня этой пьесы, Катерина, противопоставляется Кабанихе («луч света» и представитель «темного царства»). Героиня произошла из дворянской среды, воспитывалась в интеллигентной семье и была окружена в доме родителей любовью и уважением. Катерина — добрая, отзывчивая и совестливая девушка, которая терпеливо несет крест семейной жизни с нелюбимым мужчиной и его деспотичной матерью, но не может до конца смириться с унижением своей личности и отсутствием любви. Уже в первой сцене на бульваре молодая Кабанова проявила себя человеком с чувством собственного достоинства. Она не может терпеть необоснованные нападки свекрови и упрямо заявляет: «Напраслину-то терпеть кому же приятно». Этот протест против притеснений в доме Кабановых выразился и в ее самоубийстве: она пошла против морали всего города, против «темного царства», чтобы обрести свободу любой ценой. Ведь, когда Катерина пропала, Кабанова, уверенная, что сноха ничего не сделает с собой, заявила, что никуда она не денется. Нравственная сила Катерины в том, что она не стала жить по морали своего окружения. Одна из отличительных черт этой героини — стремление к воле, свободе: это проявляется в рассказе о доме матери, в монологе «Отчего люди не летают». Катерина обладает сильным характером и горячим нравом («такая я уж уродилась горячая») – это ярко проявляется в эпизоде с лодкой, в любви с первого взгляда к Борису, в выходе на свидание. Кроме того, Катерина решительна – она осмеливается выйти на свидание и решается на самоубийство. Смерть Катерины трактуется неоднозначно. С одной стороны, это протест. С другой, это проявление слабости.
Муж Катерины, Тихон, предстает перед зрителем как слабохарактерный человек. Он променял свою волю, свое «я» на инфантильность и ощущение личного комфорта. Всю ответственность он взвалил на маменьку, в нем мало осталось истинно мужского: он пытается защитить Катерину от матери, но никогда не добивается успеха: и в сцене на бульваре он отступает, и в сцене прощания при его отъезде в Москву. Лишенный воли, Тихон даже бьет Катерину по указанию матери. Но есть в его сердце местечко для любви к жене: ему ее жаль после признания в измене. И только после смерти Катерины он посмел поднять голос на мать: «Вы, вы ее погубили, маменька».
Кабанова, мать Тихона, демонстрирует своим поведением власть самодурства. Она выступает за домостроевские порядки в семье – по ее мнению, нужно бояться мужа и свекрови, жить в страхе перед мнением общества и в притворной богобоязни. Кроме того, у нее присутствует домостройство на психологической основе: она считает необходимым домашних «поедом есть», чтобы все подчинялись ей, и пытается внушить страх в семье. Свою жестокость, сварливость и мстительность Кабаниха прикрывает маской набожности и благочестия. Это ханжа, поэтому в ее речи много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «детки, матушка» и т. д.
С образом Дикого связана тема грубого произвола, основанного на власти денег. Для этого персонажа характерно самодурство на социальной основе: «ближних закабалить», город держать в своих руках, опираться на слабость окружающих. Как и в речи Кабанихи, в речи Дикого отразились особенности стиля бытовой речи провинциального купечества. Эти персонажи широко используют просторечные слова и выражения, грубят и оскорбляют людей без причины.
Важное место в системе персонажей занимает Кулигин. Некоторые исследователи считают, что в образе Кулигина есть протест, хотя он и назвал себя «маленьким человеком». Так ли это? Он видит нравы города (два монолога) и осуждает их перед Борисом, который должен его понять, так как он — образованный человек. Кроме того, он советует Тихону простить Катерину (то есть живет не по морали Калинова). Важно отметить, что Кулигин предпринимает попытки бороться с невежеством (пытается установить громоотвод).
Варвара, сестра Тихона, в отличие от Катерины, выбирает приспособленчество, а не честное противостояние. Тем не менее, у нее можно наблюдать скрытый протест. В итоге Варвара сбегает из дома (последние времена наступают для «темного царства», молодежь бунтует, не хочет жить по их морали).
Борис — умный и добрый юноша, но лишенный подлинной силы духа. Он любит Катерину, но не может постоять за нее и изменить свою жизнь. Он оправдывает себя заботой о сестре, но на деле знает, что Дикой никогда не отдаст ему его денег. Однако Борис боится перемен и хочет остаться в своей зоне комфорта — в роли жертвы Дикого.
Таким образом, система персонажей занимает важное место в пьесе «Гроза». Для создания образов главных героев автор использовал разнообразные художественные средства, такие как речевые характеристики, антитезы и многие другие.
Автор: Юлия Киселева