Сочинение: Образ Калинова в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

(410 слов) Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» происходит в провинциальном купеческом городе – Калинове. В сказках Калинов мост – место столкновение добра и зла. Видимо, в этом и состоит смысл названия вымышленного города: автор показывает столкновение темного царства и луча света, которое происходит в Калинове.

Обитатели города – купечество и мещанство. Эти сословия никогда не отличались высоким уровнем образования и передовыми взглядами, поэтому мир Калинова – мир «темного царства». В городе власть принадлежит сильным и богатым, представителям старшего поколения – Кабанихе и Дикому. Именно они контролируют порядок в городе и управляют бедными людьми, а также младшими поколениями. Главной героине произведения, Катерине, сложно понять нравы «темного царства». Она хочет любить и быть любимой, жить свободно и открыто, а ей навязывают замшелые и устаревшие правила Домостроя, в соответствии с которыми женщина должна не любить, а бояться мужа. Она идет против этих установок, поэтому Н. А. Добролюбов называем ее «лучом света». Катерина не хочет мириться с жестокостью и несправедливостью своего окружения. И дело не столько в семейном быту. Среди богатых – жесткая конкуренция. Кулигин упоминает о стремлении подорвать друг у друга торговлю с помощью нанятых чиновников. Хозяева жизни обогащаются не по закону, а благодаря интригам и лжи.

В то время как купечество живет в достатке, мещанство пребывает в «бедности нагольной». Кулигин даже хочет изобрести вечный двигатель для того, чтобы на полученные деньги дать работу мещанству. Однако читатель понимает, что создание вечного двигателя невозможно, а значит, Кулигин – просто утопист, и его идеи не получится воплотить в жизнь. Официальная власть в городе формальна, юридические нормы не соблюдаются. Именно поэтому Городничий не может наказать Дикого за недоплаченные работникам деньги, ведь из недоплаченных копеек у купца складываются тысячи. В итоге Дикой треплет Городничего по плечу, и конфликт оказывается исчерпанным.

Калинов – мир изолированный. Искусственная изоляция поддерживается странницами, утверждающими, что город – это земля обетованная, а за его пределами – мир порока и дьявольских искушений. Запуганными горожанами легко управлять, ведь их религиозное создание сводится к понятиям «грех» и «кара». У калиновцев отсутствует не только здравое понимание, вызванное страхом, но и эстетическое чувство, то есть они не развиты эмоционально. Это доказывает факты, что Кудрящ не понимает восхищения Кулигиным природой, Варвара и Кудряш встречаются, не испытывая влечения, а, скорее всего, по традиции.

Таким образом, столкновение нравов города Калинова и вольнолюбивой натуры Катерины порождает основной конфликт произведения, который заключается в неприятии героиней страха, несвободы и невозможности испытывать искренние чувства. Поступки Катерины – признание и самоубийство – это не компромисс по отношению к «темному царству», а проявление бескомпромиссности. В этом противоборстве образ Калинова играет одну из главных ролей, ведь показывает, против чего восстала героиня.

Автор: Вилия Эйтутис

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *