Сочинение: Образ Гоголя в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(354 слова) По определению самого Гоголя, произведение «Мертвые души» принято считать поэмой. Во многом это обусловлено тем, что лирическое начало присутствует наравне с эпическим, играя не последнюю роль. Замечания и ремарки автора критик Белинский назвал «гуманной субъективностью», потому что они являют собой открытые высказывания Гоголя в защиту народа, например: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!».

Авторские отступления, прежде всего, служат для раскрытия замысла, ведь в них Гоголь свободно выражает собственные мысли о творчестве, о предназначении писателя. При сравнении двух типов писателей, автор говорит о том, что один из них описывает достоинства человека, в то время как другой обнажает для читателя «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь». Самого Гоголя-реалиста мы видим именно в образе второго писателя. В «Мертвых Душах» он также выступает ироническим бытописателем, психологом-исследователем, сатириком.

По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новую идею и все более проясняет авторский замысел. Они отличаются друг от друга по содержанию: иногда становится сложно определить, чьи рассуждения мы видим, потому что голос автора включается в думы Чичикова. Например, в момент перечисления купленных у Собакевича крестьян, писатель останавливает внимание на некоторых мужиках и с догадками повествует об их судьбе, но внезапно в тексте появляется Елизавета Воробей, и уже Чичиков сетует на свою невнимательность. Таким образом, образ Гоголя встраивается в общее повествование и смешивается с ним.

Раздумья Гоголя о нравах общества получают развитие благодаря описанию дорожных впечатлений героя. И если Чичиков восхищается прекрасной блондинкой, встретившейся на его пути, то автор с горечью размышляет о собственной утрате свежих чувств и холодном безразличии ко всему окружающему. То есть образ автора неотделим от сюжета, так как в лирических отступлениях он оценивает поступки героев, иронизируя над ними.

Несмотря на обилие негативных наблюдений, писатель вводит в конец поэмы образ Руси-тройки, утверждающей мысль о бесконечном движении родины. Так, Гоголь выражает мечту о ее будущем, и надеется на появление настоящих людей, способных спасти страну. И в этом выражается оптимизм автора по отношению к России.

Таким образом, лирические отступления выступают в поэме не только для раскрытия конкретных черт эпохи, но и создают образ автора-критика, потешающегося над российским обществом 19 века, но, тем не менее, верующего в его светлое будущее.

Автор: Софья Брудкова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *