Образ главной героини в повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)
(512 слов) Произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» явилась совершенным новаторством в русской литературе конца XVIII — начала XIX века. Фурор, произведённый повестью, объясняется введением и провозглашением автором совершенно нового, противоположного классицизму литературного направления – сентиментализма. Сентиментальная повесть предполагает утверждение победы чувства над разумным началом и, следовательно, обуславливает возникновения нового типа героя – чувствительного человека с тонкой душевной организацией. Так, новая повесть Н.М. Карамзина открыла путь в новое литературное направление и приобрела известность не только в России, но и в Европе. Однако в «Бедной Лизе» есть ещё одна важная деталь, делающая произведение скандально-новаторским для российской действительности – на первый план выводится героиня из социальных низов, крестьянка. Освещение внутреннего мира людей из низших слоёв общества до выхода в свет произведения Н.М. Карамзина было неприемлемо для русской литературы. Однако автор «Бедной Лизы» без стеснения восклицает: «И крестьянки любить умеют!». Итак, образ Лизы в повести Карамзина играет ключевую роль не только в самом произведении, но и во всей русской (а возможно, и мировой) литературе.
Интересно, что автор едва ли уделяет внимание непосредственно внешности главной героини – она практически не имеет значение. Им дан лишь лёгкий набросок портрета Лизы – белокурой девушки с красивыми голубыми глазами. Гораздо важнее для автора показать характер бедной семнадцатилетней крестьянки, в пятнадцать лет потерявшей отца. Она ухаживает за больной матерью и обеспечивает всю семью.
«… ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою…» — говорит Лиза матери.
Н.М. Карамзин не раз акцентирует внимание читателя на небывалой красоте её души и внутреннего мира.
Честность и гордость, удивительные для бедной крестьянки, девушка проявляет, познакомившись с Эрастом. Она отказывается брать у него больше денег, чем стоят ее цветы: «Мне не надобно лишнего…». Героиня потупила взор и никак не реагировала на попытки Эраста завязать знакомство.
«…быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором…»
Она ничего никогда не скрывала от матери и всегда была правдива в отношениях с окружающими, чем восхищался молодой дворянин.
Кроме того, Лиза действительно умеет искренне любить, отдаваясь чувству всей душой и сердцем. Её нежное чувство «чище любви светских красавиц», на что неоднократно обращает внимание автор.
«…он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем…»
Однако дворянин Эраст оказывается недостойным прекрасной крестьянки и её любви – он изменяет Лизе и женится на богатой вдове, одной из тех самых «светских красавиц». Н.М. Карамзин много внимания уделяет душевным терзаниям Лизы, обманутого любящего сердца. Самоубийство становится единственным возможным спасением для бедной крестьянки как уход от реального мира, слишком жестокого и порочного для её чистой души. К трагическому финалу юную крестьянку приводят её истинно сентиментальная наивность и чистосердечие. Лиза сама не способна на предательство, поэтому измена возлюбленного становится для неё вдвойне мучительным и сильным ударом.
«…помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!..»
Итак, образ главной героини повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» – совершенно новый, сентиментальный тип персонажа, чувствительного, с красивой душой и богатым внутренним миром; первый опыт психологического портрета крестьянства в русской литературе, анализа чувств человека из социальных низов. Утверждение автора: «И крестьянки любить умеют!» не только утвердило сентиментализм как новое литературное направление, но и совершило переворот в сознании людей, до того далёких от мыслей о крестьянской душе и ее нравственном уровне.