Сочинение: Москва и москвичи в романе «Мастер Маргарита» (М.А. Булгаков)

(546 слов) Булгаковская Москва – это не просто описание города в романе, это целый ряд характеров и типов людей. В романе всего два главных города – это Ершалаим и, собственно, Москва. Именно в Москве пишется роман мастера, и именно сюда прибудет Воланд. Читатель знакомится с городом, являющимся сердцем страны. Он видит его глазами Воланда, который сравнивает былые времена с нынешними.

«О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти… как их… трамваи, автомобили…»

Москва и москвичи в произведении «Мастер и Маргарита» изображены карикатурно. Жители вовсе не такие серьезные люди, какими мы их себе представляем. У всех имеются пороки и недостатки. Сатана в лице Воланда делает акцент именно на эту сторону жизни москвичей. Они жадны, меркантильны, но вовсе не счастливы. Жизнь москвичей тосклива, лишена красок, полна серости. Это доказывает описание темных и одиноких улочек, грязной жёлтой стены. Но при этом всем важно что-то доказать другим и самим себе. Булгаковская Москва – это иллюзия хорошей жизни. Люди создают видимость бурной деятельности, однако везде лишь пустые, ненужные бумаги, бланки, формальности. Творчество не несет никакой духовной функции, а литераторы встречаются лишь для того, чтобы вкусно пообедать.

Воланд иронично наказывает москвичей за их поступки и действия. Каждый герой олицетворяет пороки москвичей. Например, Берлиоз — председатель правления МАССОЛИТа — несвободной организации, в которой царит цензура. Он — циничный оппортунист, который сделает все ради выгоды. Он уверен в своей правоте, на других смотрит свысока. Наказание за это – «незапланированная» погибель под колесами трамвая, которая вышла за пределы понимания «всезнающего» Берлиоза. Один порок ведет за собой множество таких же. Действия и мнение Берлиоза сильно повлияли на Ивана Бездомного, который написал антирелигиозное произведение. Однако встретившись с Мастером, он поменяет свое мировоззрение. Но для этого тоже пройдете через наказание от Воланда — заключения в сумасшедшем доме. Ирония в том, что сам Иван считал столичного приезжего душевнобольным.

Другой порок изложен в образе Лиходеева, директора Варьете – героя, страдающего от своей любви к пьянству и праздному образу жизни. Он оказался в Ялте, но никто ему не поверил.

Пострадали и случайные персонажи, которые продемонстрировали более массовые и примитивные пороки, свойственные толпе. Все, кто успел схватить розданные деньги на выступлении Воланда, поплатились, когда они превратились в обыкновенную бумагу. А нарядная одежда, в которую в спешке и с жадностью нарядились женщины, исчезла, а дамы остались ни с чем.

Все эти люди, несмотря на пролетарские лозунги, одержимы алчностью, у них лишь одна цель – заработать денег, и чем легче, тем лучше. Ради них они готовы предать, солгать, смириться с тиранией и несправедливостью. А творческим людям, как Мастер, находиться в этом обществе довольно трудно. Мир критиков для героя невыносим. Ему тяжело осознавать, что роман, в который он вложил душу, не понят и не оценен по достоинству. Он сломлен и именно поэтому, в порыве гнева и отчаяния, сжигает свой роман.

Явление Воланда и его бесчисленные попытки проучить население не привели к исчезновению пороков. Москва останется прежней, но далеко не все москвичи будут такими, какими мы их увидели. Есть исключения из правил, подобные Мастеру, Ивану Бездомному, Маргарите.

Вывод Воланда о Москве такой:

«они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.… Ну, легкомысленны… ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их».

Читателю остается только согласиться, ведь он сам обременен квартирным вопросом, но не закрывает свое сердце для милосердия.

Автор: Айнур Алиева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *