Сочинение: Любовь в творчестве И. А. Бунина
(496 слов) О любви, как о явлении сложном, многогранном, И. А. Бунин говорил во многих своих произведениях. Наиболее важным и известным считается сборник рассказов под названием «Темные аллеи». Основной темой, раскрываемой на страницах произведений, стала любовь в разнообразных проявлениях. Но все стороны этого многогранного явления образуют один гармоничный образ. Трагическая любовь, которая длится мгновение, но оставляет за собой шлейф мучительных воспоминаний и рефлексий. И все же оно того стоит! Таков основной вывод автора.
Любовь захватывает персонажей целиком, заставляет забыть обо всем на свете, а затем оставляет сожалеть о содеянном. Большинство рассказов оканчивается смертью героев или неизбежным расставанием. В «Антигоне» красавица под предлогом того, что ей нужно срочно навестить отца, сбегает от увлеченного ею юноши; в «Гале Ганской» девушка травит себя ядом, а ее возлюбленный чуть не сходит с ума; в «Речном трактире» прекрасная незнакомка исчезает, не оставив после себя и следа. Отдельные произведения, не являющиеся частью сборника, но связанные с ним единым мотивом, также трагичны. В «Солнечном ударе» двое поддаются внезапному влечению и проводят ночь вместе, а после разъезжаются, обоюдно признав это приятной, но короткой интрижкой. Женщина покидает город, а мужчина постепенно осознает, что его привязанность гораздо крепче и глубже, чем казалось. Он скитается по улицам, не в силах выбросить из головы так скоро полюбившийся образ.
«Он еще помнил ее всю, со всеми малейшими ее особенностями, помнил запах ее загара и холстинкового платья, ее крепкое тело, живой, простой и веселый звук ее голоса…»
Измотанный неожиданным открытием, в финале он чувствует себя «постаревшим на десять лет» — настолько сильны его переживания.
«Легкое дыхание» не менее драматично. Оля Мещерская становится жертвой одержимости других людей (Малютин, убийца-офицер; пытавшийся покончить с жизнью гимназист Шеншин), и ничего не может с этим сделать. Ощущая себя достаточно зрелой и знающей, она, тем не менее, оказывается беспомощна перед суровым взрослым миром. Здесь любовь превращается в разрушительную страсть, которую невозможно сдержать.
У Бунина чувство имеет множество оттенков, и не всегда светлых. Привыкнув к тому, что чаще всего любовь ассоциируется с чем-то радостным, позитивным, можно запросто удивиться непривычной мрачности, некоторой безнадежности. Подобный взгляд и отличает его произведения от творений других авторов. Любовь Бунина драматична, и редко случается так, что она полностью взаимна. И все же жертвы любви не променяли бы свою рану на душевный покой. Она и сладостна, и мучительна.
Нельзя не отметить натуралистичных описаний любви и отсутствия границ, сковывающих повествование об этом предмете. Автор подробно, со вкусом описывает адюльтеры, тайные и порочные связи, интимную жизнь героев вне брака. Все, что так порицалось в обществе, все, что замалчивалось и не обсуждалось, вдруг стало изображаться крупным планом. Бунин написал очень смелые и откровенные рассказы, которые показывают жизнь такой, какой она была вне поля зрения моралистов и цензоров. Поэтому многим современным читателям эти произведения понятнее и ближе, чем классика Толстого, например.
Таким образом, любовь в рассказах Бунина — это страдание, но такое сладостное и впечатляющее, что оно остается в сердце навсегда. Искра чувства дарит счастье, но оно сменяется болью. Автор освещает эту тему более откровенно, чем его предшественники. Настоящие эмоции не зависят у него от правил морали и общепринятых догм поведения.
Автор: Инна Колокольникова