Сочинение: Конфликты в пьесе «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

(461 слово) А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» отобразил переломный момент в российском обществе девятнадцатого века. В этом произведении столкнулись между собой не просто люди, но целые идеологии, принципиально противоположные образы мышления и жизненные позиции. Это столкновение проходит через всё повествование, выражаясь в двух сюжетных линиях.

Первый конфликт вполне очевиден и заключается в противостоянии прогрессивного и принципиального дворянина Александра Андреевича Чацкого с высшим светом дворянского общества Москвы, цепляющимся за былые время и старые предрассудки. Первое столкновение происходит почти сразу же после того, как главный герой пересекает порог дома одного из самых богатых людей города — Павла Фамусова. Павел Афанасьевич – ограниченный и лицемерный консерватор. Пошляк, взяточник, разводящий кумовство, лентяй, который, перекладывая свои обязанности на подчинённых, заботится лишь о поддержании полезных для него знакомств в обществе. Пороки Фамусова, которые он прячет за маской порядочности, можно перечислять до бесконечности. Столкновение с Чацким заканчивается тем, что бывалый карьерист, смущённый принципиальностью представителя нового поколения, временно уступает ему. Однако со временем Александр оказывается в полном одиночестве, когда всё высшее московское общество, такое же порочное и лицемерное, как и сам Фамусов, единым фронтом выступает против него. В таких условиях горячность и идеализм героя начинают казаться нелепыми и бессмысленными. Изобразив конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», Грибоедов показал, что, несмотря на свою очевидную порочность и неактуальность, старые порядки со всеми присущими им пороками всё ещё крепко держаться в обществе. Однако в то же время писатель дал понять, что поколение прогрессивных и нравственных молодых людей рано или поздно одержит победу.

Второй конфликт, через который приходится пройти Чацкому — конфликт любовный. Его особенность заключается в том, что главный герой сталкивается со своими ровесниками, такими же молодыми людьми, как и он сам. Против него выступает его давняя любовь -Софья Фамусова, и её кавалер — Алексей Молчалин. Грибоедов, более детально разбирая понятие «века нынешнего», с помощью этих персонажей подчеркнул, что именно воспитание делает человека таким, какой он есть. Ведь, если Чацкий, проживший много времени в Европе, получивший превосходное образование, стал высокоморальным идеалистом, Софья и Молчалин, прожив жизнь в заскорузлом дворянском обществе, стали его типичными представителями. Молчалин использует влюблённость и легковерность Софьи, чтобы продвинуться по службе, а она с удовольствием поддаётся на обман негодяя, чтобы потешить свою гордость и воплотить в жизнь свою любимые истории из дешёвых любовных романов. Чацкий же слепо и прямолинейно стремится развеять иллюзию Софьи и сорвать маску романтического героя с Молчалина, поэтому ранит её самолюбие, что и становится для него роковым обстоятельством.

Два конфликта переплетаются между собой и во время кульминации: когда Софья Фамусова на балу пускает слух о безумии Чацкого, герой терпит сокрушительное поражение. В финале Грибоедов разоблачает подлость Молчалина. Таким образом, он показывает, что правда на стороне Александра Андреевича, и только общество к нему не готово. Несмотря на поражение и бегство своего героя, Грибоедов верил в то, что именно Чацкий в итоге одолеет Молчалина и Фамусова, направив Россию по верному пути.


Многомудрый Литрекон специально сделал краткое сочинение-рассуждение по литературе таким подробным. Только так можно дать не только информацию, но и пищу для размышлений. Если же Вам чего-то недостает в работе, уведомьте нас об этом в комментариях.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector