Сочинение: Трагедия Печорина в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

(418 слов) М. Ю. Лермонтов в психологическом романе «Герой нашего времени» изображает представителя нового поколения дворянства — Григория Печорина. Этот персонаж стал вершиной творчества писателя и одним из самых значимых образов русской литературы. И хоть первое столкновение с ним производит однозначно отталкивающее впечатление, по мере развития сюжета мы начинаем осознавать глубину характера героя Лермонтова и, главное, трагедию этого человека.

В первых главах он предстаёт перед нами настоящим чудовищем, которое уничтожает всё вокруг себя, теша своё самолюбие и борясь со скукой. Печорин не способен заранее просчитать результаты своих действий или же не считает это необходимым, и в конечном итоге губит целую семью вместе с девушкой, которой искренне признавался в любви. При этом главный герой не показывает ни малейших признаков раскаяния. Но за это Григория нужно не осудить, а пожалеть, ведь он равнодушен не столько к окружению, сколько к себе. Ему не жаль своей жизни, поэтому он так невнимателен по отношению к чужим. Это подтверждают, к примеру, события из главы «Фаталист», где он рискует собой, чтобы проверить судьбу. Таким образом, в осознании собственной ненужности кроется причина его трагедии.

Глава «Княжна Мери» уже в полной мере раскрывает образ главного героя. В ней автор показывает нам презрение, с которым Печорин относится к окружающему его высшему свету. Он чувствует фальшь и низость, которые царят там. Однако автор вводит в повествование юнкера Грушницкого. Тот копирует отстранённость и холодность главного героя, благодаря чему вливается в собравшийся на курорте высший свет. Это становится крайне унизительным ударом для Печорина, ведь юнкер своим позёрством может разрушить образ самого Григория, которому противна сама мысль, что те, кого он презирает, начнут относиться у нему так же снисходительно и благодушно, как и к Грушницкому. Печорин бросает все силы на то, чтобы уничтожить репутацию своего кривого зеркала и в итоге убивает соперника, разбивает сердце молодой княжне и создаёт непреодолимую пропасть между собой и людьми, чтобы вернуться к своему возвышенному, но абсолютно бессмысленному существованию. В этом и заключается главная трагедия героя. Ясно осознавая неправильность существующего порядка вещей, он не способен жить вне этого порядка, окончательно оторваться от ненавистного ему общества и начать прокладывать свой собственный путь. Печорин не выходит за пределы рамок, созданных средой. Только чувство противопоставления себя всем моральным нормам и законам помогают герою видеть в своей жизни хоть какой-то смысл, но без своего антагониста он – ничто. Григорий отрицает и разрушает, но не в силах ничего создать.

Печорин — это олицетворение болезни, которой было поражено русское дворянство девятнадцатого века. Писатель видел, как оторванные от реальности, изнеженные и пустые молодые дворяне разлагают социум, ведут его к неизбежной катастрофе, и предостерегал своих современников от надвигающейся опасности.


Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткое сочинение-рассуждение для 9 класса, чтобы Вы лучше поняли замысел романа Лермонтова. Но если Вам что-то не нравится в этой работе, напишите свое мнение в комментариях.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментария 2

  1. Кирилл:

    «Ясно осознавая неправильность существующего порядка вещей, он не способен жить вне этого порядка, окончательно оторваться от ненавистного ему общества и начать прокладывать свой собственный путь. Печорин не выходит за пределы рамок, созданных средой.» По-моему это выражение не аргументированно.

    • Самый Зелёный:

      Спасибо за комментарий! Вот аргументы:
      1) Печорин внедряется в водяное общество, хотя и презирает его. Он мог бы держаться в стороне, ни с кем не общаться, раз люди столь примитивны и предсказуемы («Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело…»). Вместо этого он устраивает у себя пирушки офицеров, заводит ненужный роман с Мери и уводит ее у Грушницкого. Он действует по установленному средой алгоритму и не выходит за его рамки. Почему? Потому что ему скучно наедине с собой, свой путь он проложить не способен.
      2) «Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким…» (часть 1 глава I) Эта цитата доказывает, что Печорин мыслит стереотипами своей среды. Как и всех дворян, его волнует слава (вспомните того же Болконского). А счастье для него заключается в примитивном гедонизме (отсюда мнение, что счастливы невежды).
      3) «Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями; – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти…» Печорину скучно на службе, но он не уходит, хотя постоянно жертвует комфортом ради нее и вынужден подчиняться начальникам. Что мешает ему выйти в отставку? Инерция жизни дворянина. Как и большинство молодых людей, он выбирает между войной и светской жизнью при дворе. Выбрать что-то третье он не может, в его картине мира нет других вариантов. Это тоже говорит о стереотипности мышления.
      Примеров еще очень много, каждую цитату можно препарировать и находить аргумент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector