Характеристика господина из Сан-Франциско (по рассказу И.А. Бунина)
Цитатная характеристика главного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско» поможет вспомнить и расставить смысловые акценты в работе над анализом произведения. Приятного просвещения!
Вариант 1: кратко
(221 слово) В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» главный герой — человек без имени, олицетворяющий холодный и расчетливый образ жизни, лишенный духовной глубины. Этот человек богат, успешен, всю жизнь посвятил накоплению капитала и, достигнув цели, решил насладиться своим положением. Однако его внутренний мир остается пустым, а существование — механическим и лишенным радости.
Господин из Сан-Франциско представляет собой типаж, характерный для общества, в котором материальные ценности превалируют над духовными. Его жизнь, строго распланированная, как расписание корабля, подчинена комфортной рутине. Он окружен роскошью и обслуживающим персоналом, но не проявляет к ним никакого человеческого тепла. Для него все — лишь средство для достижения удобства и удовольствия. Даже путешествие, которое он совершает, лишено индивидуальности и глубины: это просто демонстрация статуса и возможность «отметиться» в местах, где отдыхают такие же богатые люди.
Однако его внезапная смерть становится символом бренности материального мира. Она разрушает иллюзию контроля и подчеркивает, что деньги и положение бессильны перед неизбежным. После смерти господина его тело в спешке и без особого уважения отправляют в ящик, который грубо заталкивают в трюм. Эта сцена контрастирует с блеском и помпезностью его жизни, показывая истинное отношение окружающих к человеку, ставшему заложником своей бездушной философии.
Бунин через образ господина из Сан-Франциско показывает, что жизнь, лишенная внутреннего смысла и духовности, превращается в пустую череду событий. Богатство не способно заменить искренность, любовь и глубокие переживания, которые составляют суть человеческого существования.
Вариант 2: подробнее
Господин из Сан-Франциско — пожалуй, один из наиболее загадочных образов в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. В образе его и людей его круга автор отражает пороки современного ему общества.
В начале рассказа перед читателем предстаёт состоятельный мужчина пятидесяти восьми лет, который, однако, только начинает свою жизнь, отправляясь в путешествие с женой и дочерью.
«До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее».
Этот человек располагает огромными богатствами — всю свою сознательную жизнь он положил на то, чтобы накопить капитал. Теперь, когда он может себе позволить отдых и путешествия, господин из Сан-Франциско вместе с другими пассажирами парохода «Атлантида» возвышается в своём благополучии и ленивой праздности над всеми теми, кто, изнывая от жара и духоты, приводит в движение паровую машину; над теми, кто обслуживает пассажиров, подаёт им еду, напитки, развлекает приятной музыкой, и т.д. Господину из Сан-Франциско вовсе нет дела до всех этих людей.
Крепкий, сухой, невысокий господин «неладно скроен, но крепко сшит, до гладкости лыс и усат. В его желтоватом лице просматривается «что-то монгольское». Всем своим видом американец внушает уважение, у некоторых слуг доходящее до страха.
На пароходе все стараются предупреждать и исполнять малейшие желания господина из Сан-Франциско. Богач воспринимает такое практически раболепное отношение как должное, однако довольно щедро их вознаграждает. И все же в его обращении с окружающими прослеживается неясное презрение ко всем. С людьми своего круга он общается лениво и будто нехотя, с теми, кто ниже по рангу — и вовсе сквозь зубы.
Ничего, в сущности, не меняется, когда господин из Сан-Франциско сходит с семьёй с парохода в Неаполе — там все перед ним преклоняются. Однако от праздной жизни в богатстве господин и его родные живут по принципу «хорошо там, где нас нет»: они стремятся как можно скорее уехать из Неаполя на Капри, ведь
«все уверяли, что совсем не то в Сорренто, на Капри — там и теплей, и солнечней, и лимоны цветут, и нравы честнее, и вино натуральней».
Тем не менее, и на Капри всё остаётся неизменным. Перед богатой американской семьёй всё вокруг лебезят и заискивают, исполняют малейшие прихоти господина, его жены и дочери. Однако американец продолжает смотреть на людей вокруг с презрением и глухой злобой, если не сказать с отвращением. Его голос, слова и мысли, в сущности, ничего не выражают, он будто продолжает не жить, а существовать, с той только разницей, что теперь он не жалеет денег на смену локаций. Хотя и смена весьма условная: из одного роскошного отеля или бара герой отправляется в другой. Он не общается с людьми, не изучает культуру, поэтому для него что Капри, что Неаполь — это верениц вывесок, слуг и хорошо сервированных столов.
Жизнь господина из Сан-Франциско размеренна и банальна в своей роскошной праздности. И тем контрастнее и страшнее на этом фоне выглядит сцена его внезапной гибели:
«Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочёл несколько строк о никогда не прекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету, — как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа…»
Примечательно, что, уставшего бороться со смертью господина положили в худший номер отеля. Как только он умирает, окружающие теряют по отношению к его жене и дочери всякую почтительность. Теперь господин из Сан-Франциско, а точнее, его тело — лишь неприятность, которую необходимо устранить. Горничные и метрдотели насмехаются над ним, передразнивая его царственную до грубости манеру обращаться с прислугой. Его труп вместо гроба укладывают в деревянный ящик из-под бутылок с английской содовой.
Люди же из круга богачей, к которому принадлежал умерший господин, тоже испытали облегчение — теперь они «избавлены» от ненужной им компании. В душах этих людей нет ничего человеческого, они даже о смерти говорят не как о чём-то, достойном соболезнования, но как об инциденте, испортившем им вечер. Несмотря на всё почтение, оказанное ему при жизни, мёртвый господин из Сан-Франциско вызывает у всех только насмешки и отвращение.
Итак, образ господина из Сан-Франциско и людей его круга И.А. Бунин обличает порочность, цинизм и бездушие богачей, глухих ко всему, кроме собственных прихотей и потребностей.
Таблица: Черты характера Господина из Сан-Франциско
Целеустремленность и трудолюбие |
|
Безнравственное поведение и глубокая неудовлетворенность жизнью, которая выражается в желании забыться |
|
Щедрость, желание блеснуть |
|
Стремление к одиночеству и безучастию |
|
Холодный темперамент, замкнутость |
|
Скептицизм, приземленность |
|
Настойчивость, воля к жизни |
|
Автор: Фаина Пастернак