Характеристика барыни в рассказе «Муму» (+ таблица с цитатами)

(422 слова) Рассказ «Муму» И.С. Тургенева был написан в 1852 году, почти за десять лет до того, как император Александр Второй отменил крепостное право в России. Либерально настроенный автор, а в те годы – член редакции наиболее прогрессивного журнала «Современник» – Иван Тургенев не мог не обличать жестокость и самодурство дворян и не сочувствовать страданиям угнетённых крестьян. Так, рассказ «Муму» явился своеобразным «криком души», где образы главных героев можно назвать собирательными. То есть, в жестокой барыне автор олицетворил всё дворянское сословие, уличил его в жестокости и самодурстве.

Во-первых, тургеневская барыня не наделена никакими конкретными чертами: читателю неизвестны ни её возраст – есть лишь ремарка о её старости, преклонных летах – ни детали внешности, ни история её детства и становления как личности. По сути, автор изображает «портрет без портрета», оставляя за персонажем только его ключевые черты без лишних деталей.

Во-вторых, важно, что образ барыни совершенно лишён каких-либо положительных характеристик. Она предстаёт в рассказе полной антагонисткой, исключительно отрицательным персонажем, лишённым шанса завоевать читательскую симпатию. Иван Сергеевич Тургенев раскрывает весь спектр её негативных черт никак иначе, как на примере взаимоотношений её, как хозяйки, с крепостными крестьянами.

В-третьих, автору важно показать, насколько безвольными могут быть крестьяне в руках у жестокого помещика-самодура. Показательным в рассказе является момент, когда барыня приказывает выдать замуж молодую прачку Татьяну за пьяницу Капитона, совершенно не заботясь об их личных чувствах и желаниях. Она жонглирует судьбами крепостных, как фокусник жонглирует мячиками, как шулер – колодой карт – играючи, не задумываясь: 

«— А что, Гаврила, — заговорила вдруг она, — не женить ли нам его, как ты думаешь?

— Да!.. пусть посватает Татьяну, — решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, — слышишь?»

О том, чтобы ослушаться повеления барыни, не могло быть и речи. Точно такую же роковую роль предстояло сыграть истеричной, своенравной эгоистке в жизни глухонемого крепостного мужика Герасима. Кстати, его физический недуг вполне может быть авторской метафорой безвольности, бессловесности крестьян в подчинении у своенравных помещиков.

Однажды Герасим уже страдал из-за решения хозяйки: он был влюблён в Татьяну, поэтому их с Капитоном женитьба стала для глухонемого мужчины ударом, глубокой травмой. Но этого озлобленной, жестокосердной, капризной барыне показалось мало – она твёрдо решила выгнать собачку Муму, лишить Герасима последнего и единственного родного существа на всей земле.

Итак, после продолжительной негласной борьбы с барыней и её жестокостью Герасиму пришлось уступить и утопить ни в чём не повинное животное по одной лишь барской прихоти. В финале рассказа, в этом эпизоде убийства Муму, тема безвольности крепостного, раба барского самодурства, достигает пика и вырывается криком души. Изображая контраст между жестокой и капризной барыней и бессловесными, безропотными крестьянами, Иван Сергеевич Тургенев поставил ребром вопрос крепостного права в России.

Таблица: Черты характера барыни в рассказе «Муму»

стремление к одиночеству и затворничеству, скука и праздность

«…она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи…» 

жадность, желание жить пышно, склонность к традиционному образу жизни помещика

«…Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную»

капризность, самодурство

«…причудливая старуха только рассмеялась несколько раз…» 

избалованность

«…Барыня свою спальню и кабинет приказывала протапливать даже летом…»

Переменчивость настроения, нервозность и повышенная требовательность к другим

«…Она была в духе, смеялась и шутила; приживалки смеялись и шутили тоже, но особенной радости они не чувствовали: в доме не очень‑то любили, когда на барыню находил веселый час, потому что, во‑первых, она тогда требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого‑нибудь лицо не сияло удовольствием, а во‑вторых, эти вспышки у нее продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа…»

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *