Сочинение: Гротеск и гипербола в комедии «Ревизор» (Н.В. Гоголь)
(664 слова) Одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя является комедия «Ревизор». Работу над ней писатель закончил в 1835 году. Книга обличает пороки недобросовестных чиновников. В своем произведении автор демонстрирует, к каким последствиям приводит безответственное и равнодушное отношение к своему делу. Создавая пьесу, Николай Васильевич использовал средства художественной выразительности, чтобы создать яркие и запоминающиеся образы. Гротеск и гипербола выполняют очень важную функцию в комедии. Именно благодаря этим приемам писатель демонстрирует, насколько смешным и нелепым является пренебрежение своим долгом. Рассмотрим, какие функции выполняют гротеск и гипербола в комедии «Ревизор».
Гротеск — это способ художественного формообразования, при котором происходит трагикомическое обобщение жизненной ситуации посредством объединения карикатуры и правдоподобия. Гипербола — это художественное преувеличение, усиливающее эффект сказанного. Оба приема используются автором для того, чтобы показать абсурдность реальности, искаженной человеческими пороками. Благодаря данному приёму произведению высмеиваются серьёзные человеческие изъяны. Такой прием, как гротеск, главным образом, преувеличивает те или иные жизненные явления, будучи объединением реальности и карикатуры. Если гротеск выражается во всем сюжете пьесы, то гипербола — это более узкое явление, обозначающее конкретный пример из текста. Например, городничий говорит: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Это гипербола — преувеличение расстояния. А примером гротеска в «Ревизоре» может послужить сон городничего накануне явления проверяющего. Антон Антонович видел неестественно огромных крыс, которые пришли к нему, понюхали все вокруг и скрылись. Такой сон накануне события выглядит фантастично и даже карикатурно, ведь на прожорливых животных больше походят сами чиновники. Также гротескно смотрится обсуждение чистоты колпаков в богоугодном заведении. На собрании городничий прямо говорит о том, что колпаки нужно найти, чтобы показать ревизору. А Артемий Филиппович с сомнением отвечает: «Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые». Это звучит так, как будто начальник не распорядился, а попросил, тем более о том, что должно было быть всегда.
С помощью таких приемов Николай Васильевич показывает читателю серьёзные человеческие пороки. К ним относятся, например, обман, халатность, самоуправство, коррупция. Автор описал все эти негативные проявления общества в комедии, чтобы продемонстрировать, насколько смешными могут быть эти пороки.
Прием гротеска пронизывает всю комедию Гоголя. Так, смех вызывают у читателей говорящие фамилии персонажей. Эти фамилии отражают их истинный характер и нелепый внутренний мир. Например, врач имеет фамилию Гибнер, а судья — Ляпкин-Тяпкин. Даже сам сюжет данного произведения представляет собой сплошной гротеск. Весьма карикатурно выглядит ситуация, когда главный герой, будучи глупым человеком, останавливается в гостинице, проматывает все деньги и вдруг становится ревизором.
Читатель видит, как писатель насмехается в каждой сцене над своими персонажами, их рассуждениями и поведением. Гротеск в комедии можно заметить, как в общих чертах, так и в частных. Например, Аммос Федорович всерьез полагает, что ревизор приезжает в город, потому что Россия «хочет вести войну», а «министерия» выявляет предателя. Это конспирологическое предположение кажется такой несусветной глупостью, что градус абсурда повышается стремительно уже в первой сцене.
Поскольку «Ревизор» повествует о неисполнении служебных обязательств, автор преувеличивает именно это невыполнение до абсурда. Так, каждый из чиновников думает только о собственном благополучии, забывая не только о пользе города, но и о здравом смысле. Попечитель богоугодных заведений Земляника заявляет прямо: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Нелепо выглядит то, как трусливые чиновники стремятся услужить мнимому ревизору. Например, интересную гиперболу читатель находит в рассказе все того же Земляники:
С тех пop, как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным, – все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком…»
Чиновник настолько заврался, что его оправдания звучат как самообвинение, ведь больные не выздоравливают, а «мрут как мухи».
Используя прием гротеска в своем произведении, Николай Васильевич хотел донести до читателя простую мысль: необходимо сохранять честность в исполнении своего долга. Именно гротеск придал комедии Гоголя «Ревизор» уникальность, а также сделал ее по-настоящему интересной для читателя. Благодаря данному приёму писатель сумел высмеять человеческие пороки. Несмотря на то, что в комедии ситуации кажутся довольно смешными, автор смог убедить читателя в том, что этот смех сквозь слезы, и страна в опасности. Прочитав данное произведение, многие читатели смогли посмотреть на себя со стороны, проанализировать все свои взгляды и поступки, а также сделать первые шаги к улучшению общества.
Автор: Виктория Комарова