Сочинение: Дети в творчестве Ф.М. Достоевского
(665 слов) «Детская» тема всегда волновала Достоевского. Много лет автор вынашивал идею написания романа о детях. Он и сам изучал детскую психологию. Однажды Достоевский даже написал педагогу В. В. Михайлову, говоря о том, что собирается написать роман, где будет введено очень много героев в возрасте от 7 до 15 лет. Писатель просил педагога рассказать все, что он знает о детях такого возраста.
Сам ребенок для Достоевского – это нечто святое, чистое, это сосредоточение всех лучших качеств человека. Ребенок символизирует высший суд. Достоевский уделяет внимание детям как в литературной деятельности, так и в публицистической. Например, В «Братьях Карамазовых» старец Зосима передает мысли Достоевского:
«Деток любите особенно, ибо они безгрешны, яко Ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших. Младенцы пред Престолом Божьим дерзновенны. Даже и нет никого дерзновеннее в Царствии Небесном».
Достоевский вводит такое понятие, как «детскость» – это состояние души взрослого человека, сохранившего душевную чистоту, открытость, доброту. В «Братьях Карамазовых» детскость присуща Алеше Карамазову. Именно этому герою суждено обрести душевную гармонию и помочь другим. Алеша искренен в своих мыслях и чувствах. Стоит обратить внимание на то, что дети, их ангельская чистота, особым образом связаны с монашеством, главной целью которого является максимальное приближение к лику божьему. Получается, что ребенок для Достоевского – это посланник божий, это идеал, к которому должны стремиться все люди. Не зря все герои называли Алексея «ангелом земным», так как он никогда не проходил мимо, а выслушивал и помогал. Неспроста Достоевский и дал герою имя «Алексей, что в переводе с греческого означает «защитник людей».
Стоит вспомнить также и «Преступление и наказание», а именно сон-воспоминание Родиона Раскольникова, где пьяные мужики до смерти забивают клячу. В этом эпизоде описана непомерная жестокость по отношению к животному и то, как на это реагирует герой. Маленький Родя не смог пройти мимо этого, он просил мужиков остановиться, прекратить истязание, а когда заметил, что лошадь на последнем издыхании, подбежал к ней и заплакал. Таким образом, Достоевский хочет показать читателю, что детские воспоминания формируют мировоззрение взрослого человека. Автор указывает именно на то, что герою не свойственна жестокость, что он не способен убить человека и проверить свою теорию. Получается, что детство во многом определяет взрослую жизнь.
В публицистике Достоевский так же обращается к «детской» теме. Достаточно вспомнить очерк «Мальчик с ручкой» и рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке». Однажды зимой автор увидел на улице мальчика, лет семи, с ручкой: так называли людей, которые просят милостыню. Он был одет в какое-то тряпье. Достоевский понимал, что мальчик вернется в свой подвал с вырученными деньгами, и его тут же отправят за водкой. Именно это автор описал в очерке. Достоевский не мог пройти мимо такой жизненной ситуации, поэтому написал рассказ, правда, немного изменив исходные данные. В рассказе мальчику шесть лет, и это не случайно: с семи лет ребенок является отроком и уже отправляется на исповедь. До семи лет он — младенец. Это отделение безгрешного от того, кому уже нужна исповедь. В рассказе мальчик был одет в халатик — это отсылка к Иисусу. Если вспомнить предание, то в Вифлееме, в чужом городе, в хлеву рождается Христос. Богоматерь никто не принял, она не находит пристанища. Так и у Достоевского: мальчик приезжает в чужой город, и мать его умирает. От него все отказываются: блюститель порядка — мужчина, женщина, ребенок. Бог дает шанс стать более милосердным, но никто этот шанс не использует. Все циклично. Мальчик умирает от холода в чужом дворе и попадет на елку к Христу. Там его встречают такие же дети. Родители же их стоят в стороне и плачут. Это доказывает то, что во всех несправедливостях виноваты взрослые.
Стоит отметить, что это произведение очень напоминает одноименный рассказ Ф. Рюккерта, в котором умерший мальчик тоже попадает на елку. Но у Достоевского повествование ведется от третьего лица. Таким образом автор показывает, что читатель не на стороне мальчика: он не использует шанс, не становится милосердным. Достоевский отделяет взрослого, человека от невинного и чистого ребенка, на долю которого почему-то сваливается слишком много несчастий. Достоевский показывает, что Земля — это не чужбина, это сад, который нам надо возделывать. Каждый из нас — хозяин того дома, где был найден труп мальчика. Мы не помогли, мы прошли мимо, не использовав очередную попытку исправления мира.
Автор: Полина Болондь