Что мешает Онегину быть счастливым?

(459 слов) Евгений Онегин – персонаж одноимённого романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина, оказавшего огромное влияние как на русскую литературу XIX века, так и на современный литературный процесс. Среди современников Пушкина «Евгений Онегин» произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Во многом своей популярностью произведение обязано новаторским образом главного героя – скучающего, страдающего «эгоиста поневоле», «больного порождения нашего века», каким заглавного персонажа считали многие критики от современников автора до сегодняшних литературных исследователей. Проблема его характера и, в частности, вопрос, что именно мешает Евгению Онегину обрести полноценное человеческое счастье, также неизменно сводится к особым характеристикам типа, изображённого Александром Пушкиным – лишнего человека.

С одной стороны, понятие «лишний человек» говорит само за себя: это персонаж, который не может найти себе места в жизни. Его положение в обществе часто характеризуется полной социальной пассивностью, он закрыт для окружающих, ни с кем не сближается и тяжело идёт на контакт. Его политические убеждения и жизненные установки, мораль и нравственные ценности никому доподлинно неизвестны, поскольку его внутренний мир тщательно скрыт от окружающих непроницаемой маской скуки и равнодушия. Герой противопоставлен обществу в своём эгоизме и беспросветной хандре. Таков Евгений Онегин – дворянин, не считавший нужным бороться за чины в столице через прислуживание сильным мира сего и тихо влачащий существование в деревне, в имении покойного дяди, заниматься делами которого он не имеет ни желания, ни сил. У Онегина, при всей его образованности и начитанности, нет дела, которое его бы искренне увлекало, нет занятия, в котором он мог бы полноценно реализоваться.

Интересно, что возможен противоположный вариант характера лишнего человека – социально активной персоны, противопоставленной обществу в своей революционности, идеях, опережающих современную ему реальность. Таков, например, Александр Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Такой тип персонажа во многом противоположен Онегину. Оппозиция Онегин – Чацкий есть противопоставление романтизма революционного, активного романтизму байроническому, пассивному, окрашенному в пессимистические тона.

С другой стороны. Евгений Онегин является лишним человеком и с точки зрения собственной личной жизни – в ней нет места ни искренней крепкой дружбе, ни любви. Владимира Ленского, своего приятеля, Онегин убивает на дуэли, такой же бессмысленной и фальшивой, как и повод к ней. Важно помнить, что у Евгения до последнего остаётся возможность всё отметить и отказаться от противостояния, но он этого не делает из опасений о реакции света, не менее надуманных, чем сама дуэль. Юный поэт угасает на девятнадцатом году жизни без причины и повода, по вине трусости своего старшего приятеля.

Что касается любовной линии, история Евгения прозаична и проста как мир – он отвергает юное, сильное, пламенное чувство Татьяны, которая предстаёт перед ним провинциальной помещичьей дочкой, однако, стоит ей стать женой столичного генерала и сменить скромное платье на светский туалет – бросается к её ногам и клянётся в любви, вполне заслуженно получая отказ.

Итак, Евгений Онегин не может обрести полноценное счастье, будучи лишним во всех смыслах человеком – в его жизни нет места ни дружбе, ни любви; он отчуждён от социума маской пассивного страдающего эгоиста.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *