Сравнение стихотворений об осени (на примере произведений Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и К. Д. Бальмонта «Осень»)
(375 слов) Осень — одно из самых поэтических состояний природы, и каждый поэт видит её по-своему. В русской литературе тема осени чаще всего связана с размышлениями о быстротечности жизни, красоте увядания и душевных переживаниях человека. Стихотворения Фёдора Тютчева и Константина Бальмонта раскрывают осень как особое настроение, но делают это в разном эмоциональном ключе и с помощью разных художественных средств.
В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» Тютчев изображает начало осени — короткий период, когда природа уже перестала быть летней, но ещё не увяла окончательно. Это время поэт называет «дивной порой», отмечая хрустальную ясность дня, тихую прозрачность воздуха и мягкое золото вечеров. Осень здесь светла и спокойна, она не вызывает грусти. Напротив, в описаниях ощущается гармония и умиротворение:
«И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…»
Поэт наблюдает мир, который замедлил движение, словно перед глубоким дыханием. Его осень — время созерцания и внутреннего равновесия. В стихотворении отсутствует тревога, не звучит скорбь о прошедшем. Это «прощальная красота» природы, тихая и прозрачная.
У Бальмонта в стихотворении «Осень» настроение другое. Поэт фиксирует осень не в её начале, а на стадии перехода к увяданию. Мир здесь наполняется холодом, ветрами и тоскливым криком перелётных птиц. В отличие от тютчевской ясности и прозрачности, у Бальмонта доминируют чувства грусти и предчувствия ухода:
«Стай птиц улетают…
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.»
Природа в этом стихотворении яркая и пестрая — деревья «блистают в разноцветном уборе», но эта красота тревожная, предвещающая разлуку и потери. Бальмонт показывает осень как живое существо, которое вот-вот проснётся и «заплачет спросонья». Это романтическое, эмоционально насыщенное восприятие мира.
Обе поэтические картины объединяет внимание к естественным изменениям природы и подчеркнутая образность описаний. И Тютчев, и Бальмонт видят в осени пору перехода и изменения.
Но характер этого перехода разный:
-
У Тютчева осень — светлая, ясная, спокойная. Она наполнена гармонией, мягким светом и прозрачным воздухом.
-
У Бальмонта — грустная, трогательная, окрашенная в эмоциональные полутона, словно предвестие долгой разлуки с теплом.
Тютчев созерцает и любуется природой как мудрый наблюдатель; Бальмонт переживает осень глубоко и личностно, подчёркивает собственные чувства, переводя природные изменения в мир эмоций.
Два стихотворения показывают, насколько по-разному можно осмыслить одно и то же время года. Осень у Тютчева — это тихая красота и внутренний покой, осень Бальмонта — это прощальная печаль и предчувствие холодов. Их образы дополняют друг друга, раскрывая осень одновременно как физическое состояние мира и как состояние человеческой души.
