Нужно ли осуждать отчаявшегося человека?
(502 слова) Когда человек пребывает в отчаянии, он особенно уязвим для критики. Нет ничего проще, чем осудить того, кто и так в себе разочаровался. Это называется «добить слабого». Стоит ли так поступать? Нет, ведь подобные действия могут довести страдальца до крайних мер и ввергнуть его в пропасть, из которой нет возврата. О таких примерах писали многие отечественные литераторы.
Например, М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» показал отчаявшегося человека, который потерял все: призвание, дом, материальную стабильность и перспективы на будущее. Мастер оказался жертвой травли после публикации фрагмента из романа о Понтии Пилате. Произведение было вредно по идеологическим соображениям и вызвало шквал недовольства в прессе. Ради выгоды приспособленцы в печати начали клеймить позором того, кто не продался за дачу и проход в московский ресторан. В это же время Мастер стал жертвой мошенничества. Его подвал отобрал Алоизий Могарыч, воспользовавшись доверием хозяина. Лишившись всех надежд, герой очутился в сумасшедшем доме и смирился с горькой судьбой. Удары злого рока были так страшны, что даже после своего чудесного спасения Мастер не мог поверить в случившееся. Воланду он сказал: «Он мне ненавистен, этот роман!». А Маргарита ответила: «Не слушайте его, мессир, он слишком измучен». И никто из присутствующих не стал укорять писателя в слабодушии. Все понимали, что он и так пострадал сверх меры. Чтобы вернуть Мастера к жизни, слуги тьмы поддержали его и дали основу для шага вперед. Только поэтому герой переборол отчаяние и вернулся к Марго. Если бы его добили осуждением, как сделали это работники МАССОЛИТа после публикации романа, то он наверняка остался бы душевнобольным и апатичным пленником безнадежности.
Есть в литературе и пример, как делать не надо. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Катерина Ивановна была загнана в тупик. Сбежав из богатого дворянского дома с возлюбленным, она вскоре разочаровалась в нем. Он пил, играл в карты и даже мог ударить жену. Овдовев, несчастная мать осталась с тремя детьми, но без гроша за душой. От безысходности она согласилась на брак с Мармеладовым: «Плача и рыдая, и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти». Но и в этом союзе ее поджидало горе: Мармеладов оказался слабым человеком и запил. Героиня оказалась в нищете. У нее открылась чахотка — смертельно опасное хроническое заболевание. Под гнетом отчаяния Катерина Ивановна стала потихоньку сходить с ума. Но никто из соседей семьи не проявил понимания и сочувствия. Лебезятников ударил ее, Амалия Ивановна ссорилась с ней, а другие люди поднимали на смех ее рассказы о дворянском происхождении и потерянном великолепии. Никто не верил, что Катерина Ивановна сможет жить иначе и вырвется из нищеты. Из-за насмешек, упреков и издевательств на похоронах мужа отчаявшаяся женщина совсем повредилась в уме и скоропостижно скончалась от приступа чахотки. Как мы видим, осуждение окружающих никак не помогло героине, оно лишь ухудшило ее положение и привело к трагедии.
Подведем итоги: нельзя осуждать отчаявшегося человека, потому что он и так сломлен и разочарован в себе. Излишнее давление приведет его к полной безнадежности и апатии. Он не сможет изменить судьбу, зато примет самые кардинальные меры — покончит с собой и прервет череду страданий. И тогда те, кто его осуждал, станут убийцами, ведь из-за их поведения произошла трагедия.