Итоговое сочинение: Не дай вам Бог жить в эпоху перемен

(429 слов) Давным-давно китайский философ Конфуций сказал: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». С мудрецом сложно не согласиться, ведь любые глобальные изменения требуют жертв: невозможно построить что-то новое, не разрушив чего-то устаревшего. Об этом писали многие литераторы, в произведениях которых можно найти подходящие примеры, подтверждающие мою позицию.

Так, Н.А. Некрасов проанализировал последствия отмены крепостного права в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Люди из самых разных сословий, которым довелось застать эпоху перемен, страдали от необходимости менять всю свою жизнь. Многим из них не удавалось приспособиться к новым реалиям, которые требовали навыков, умений, знаний, отсутствующих у большинства. «Порвалась цепь великая, Порвалась — раскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор. Даже привилегированные члены общества, богатые и могущественные, испытывали большие трудности. Например, помещик Оболт-Оболдуев, пожилой и немощный человек, признается, что не получил соответствующего образования и не может обеспечить себя в условиях, когда крестьяне освободились. Все его хозяйство держалось на подневольной силе, и теперь он просто не знает, что делать. Ему уже поздно начинать с нуля, а значит, его древний род обречен на постепенное обнищание. Он вряд ли оставит своим детям достаточное наследство. Крестьяне же тоже оказались совсем не готовы к свободе: они не приспособлены к самостоятельности, не знают грамоты и судопроизводства, поэтому по-прежнему зависимы от других в силу своего невежества. В эпоху перемен все герои столкнулись с испытаниями и лишениями, ведь коренной перелом жизни никогда не проходит легко.

Негативные последствия вызвала одна лишь реформа, а чего же стоит целая революция? О страданиях народа во время событий 1917 года и последующих лет Гражданской войны писал М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Идеологические противоречия разделили хутора и семьи на «белых» и «красных». Вражда поселилась в каждом доме и многим стоила жизни. Даже у Мелеховых были разногласия: Григорий был ближе к большевикам, а Петр и Пантелей защищали идеалы былых времен — веру, царя и отечество. Видя упорное сопротивление семьи и ощущая реакционную природу казачества, Григорий колебался и метался, уходя то к «красным», то к «белым», но нигде не находя правды. Его брата убил лучший друг, его соратники по обе стороны баррикад жестоко расправлялись с соседями, родственниками, товарищами. Например, Мишка Кошевой убил деда Гришаку, а Митька Коршунов зарезал его мать, братьев и сестер. Эпоха перемен исковеркала судьбу всех этих людей. Так, из большого семейства Мелеховых уцелели только Дуняша и сын Григория, а сам Григорий сдался властям и наверняка получил высшую меру.

Таким образом, Конфуций был прав, когда указывал на опасность эпохи перемен. Она разрушает все на своем пути, чтобы расчистить место для новых всходов. В теории это красиво, но на практике антигуманно и кровопролитно. Поэтому не стоит менять мир без готовности к жертвам, лишениям и трудностям.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *