Итоговое сочинение: Можно ли строить будущее, не имея прошлого?
(445 слов) Любое строительство подразумевает череду этапов: невозможно возводить стены без фундамента, а крышу — без стен. Эта же закономерность действует в отношении прошлого и будущего. Мы не можем обнулить опыт предков и отказаться от их достижений, иначе у нас не получится внести свой вклад в развитие цивилизации, так как мы будем заново изобретать велосипед. Эти утверждения можно доказать с помощью литературных примеров.
Так, в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка» демонстрируются последствия отказа от опыта прошлых веков. Цивилизация пришла в упадок, люди живут в нищете и невежестве. Они сами решили винить прошлое во всех своих несчастиях, поэтому отказались от него. На поругание обезумевшему народу достается картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Еще недавно они сожгли последний автомобиль. И такая участь ждала все достижения, завещанные предками своих наследникам. Из-за этого все сферы общественной жизни претерпели фатальные изменения к худшему. Люди деградировали и не смогли даже обслуживать и сохранять то, что уже было сделано для них. Автор подробно описывает запустение, бедность, разруху и бесперспективность того мира, который отрекся от своей истории. У него нет и не может быть будущего, потому что его обитатели порвали связи с мудростью и опытом предков, лишив себя возможности продолжить путь и развить цивилизацию. Теперь они не смогут оставить потомкам основу для создания будущего и будут двигаться в направлении прошлого, возвращаясь в средние века.
Подобные примеры демонстрировали и отечественные авторы. Например, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» познакомил читателей с идеологией нигилизма, согласно которой человек должен отрицать наследие прошлого, дабы разрушить существующие основы ради создания принципиально другого будущего. Кирсанов, оппонент главного нигилиста, сказал ему: «Вы всё отрицаете, или, выражаясь вернее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно и строить». В ответ на это Базаров сформулировал задачу своего поколения: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». Герой хотел строить будущее, не имея прошлого, в котором видел лишь негативные аспекты, но получилось ли у него это сделать? Оказалось, что охотников разрушать не нашлось. У Базарова не было искренних и полноценных последователей. Ситников и Кукшина были его жалкими и даже карикатурными копиями, ведомыми и глупыми. Кирсанов-младший предпочел традиционные ценности. Умная и дальновидная Одинцова лишь развлекала себя беседами о нигилизме, но больше любых идеологий любила покой. В итоге Базаров-нигилист оказался в полном одиночестве, поэтому он не смог ничего разрушить и уж тем более изменить. Финал романа опровергает его теорию, ведь построить будущее без прошлого невозможно. Идеи Базарова умерли, а природа со своими неумолимыми законами продолжила течение свое.
Таким образом, человек не может строить будущее без фундамента прошлого. Наши современные достижения не были бы возможными без научного, культурного, социального, исторического и экономического наследия предков. Они методом проб и ошибок привели нас к тому состоянию процветания, в котором мы находимся и не сидим сложа руки, чтобы оставить наследникам более совершенный мир.