Итоговое сочинение: Можно ли сбросить Пушкина с корабля современности?
(478 слов) В начале 20 века в России набрало популярность модернистское течение «футуризм». Владимир Маяковский, его идеолог и представитель, в своем манифесте призывал современников «сбросить Пушкина с корабля современности». Но получилось ли? История доказала, что задача Маяковского так и не была выполнена. Почему? Потому что из стены невозможно выдернуть нижние кирпичи — она рухнет. Так и из исторического пути искусства нельзя вычеркивать имена и произведения, иначе вся система разрушится, и люди начнут свой путь сначала, позабыв об отцах-основателях и их достижениях. Об этом нас предупреждали многие писатели и поэты.
Например, С.А. Есенин, современник В.В. Маяковского, посвятил Солнцу русской поэзии стихотворение «Пушкину». Возможно, Сергей Александрович даже полемизировал с Владимиром Владимировичем, ведь их взгляды на искусство не сходились. В произведении лирический герой стоит перед памятником А.С. Пушкина на Тверском бульваре и воздает должное его творчеству. Есенин говорит о преемственности поколений, подчеркивая актуальность поэзии классика и его близость к потомкам: «О Александр! Ты был повеса, Как я сегодня хулиган». Обращаясь к культурному наследию автора, он дает понять, что А.С. Пушкин сумел полностью реализоваться в искусстве и достичь высот, до которых самому лирическому герою еще расти и расти: «Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе». Несмотря на то, что классика давно уже нет на свете, его достижения вдохновляли тех, кто пошел по его стопам и посвятил свою музу поэзии. Как же можно было сбросить его с корабля современности, если представители этой современности по-прежнему зачитывались произведениями Пушкина и черпали в них энергию для своих творческих начинаний? Если такие одаренные авторы, как Есенин, выражают признательность Солнцу русской поэзии, значит, можно и с Пушкиным на борту продолжать литературное плавание и держать курс вперед. Более того, это необходимо для качественного результата.
Марина Цветаева, современница В.В. Маяковского, тоже нашла для Пушкина место на корабле современности. В цикле стихотворений «К Пушкину» автор поставил проблему непонимания истинного посыла произведений Александра Сергеевича. Критики трактовали строки классика так, как было угодно им, чтобы вписать имя гения в современный контекст, «самый вольный, самый крайний лоб — навеки заклеймив низостию двуединой золота и середины». Однако поэтесса напомнила читателям о том, что истинная природа А.С. Пушкина — бунтарская. Он, как и Владимир Маяковский, разрывал шаблоны и стереотипы литературы, был футуристом своего времени. Его вклад в искусство невозможно вычеркнуть и отложить, потому что именно он впервые показал, что русский язык может быть таким же легким и пригодным для поэзии, как и иностранные языки. До Пушкина русская поэзия была тяжеловесной и перенасыщенной, а он совершил революцию слова, забыть которую — означает предать ее достижения. «Последний — посмертный — бессмертный подарок России — Петра» — так отзывается о поэте М.И. Цветаева. Это говорит о том, что современники Маяковского все-таки находили для Пушкина место на палубе корабля и уверенно плыли в будущее вместе с ним.
Таким образом, мы не можем редактировать историю русской культуры и сбрасывать поэтов с корабля современности, потому что они — часть нашего искусства, его плоть и кровь. Без них это будет уже не фрегат, а маленькое суденышко, не представляющее большой значимости для стихии жизни.