Итоговое сочинение: Может ли человек выжить без общения? (4 варианта)

Многомудрый Литрекон точно не выжил бы без общения. О своем мнении он рассказал в итоговом сочинении на тему: Может ли человек выжить без общения? Аргументы он взял из книг «Обломов», «Книга джунглей», «Робинзон Крузо», «Евгений Онегин», «Старуха Изергиль», «Мцыри», «Пари», «Смирительная рубашка».

Вариант 1

(383 слова) Мы часто слышим от современников фразы типа «как я устал от людей» или «век бы никого не видел». Мы охотно киваем в ответ, но в то же время понимаем, что человек, каким бы интровертом он ни был, не сможет обойтись без общения. Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Так, И.А. Гончаров в романе «Обломов» изобразил апатичного, безвольного и пассивного человека, который не выходил из дома и не нуждался в обществе. Он мог днями напролет дремать на своем диване и совершенно не ощущать скуки. Илья Ильич не интересовался модными направлениями, не читал книг и газет, не ходил в театры, не стремился к карьере или финансовому благополучию, поэтому он и не хотел контактировать со своим дворянским окружением. Ему не о чем было разговаривать. Тем не менее, даже Обломов постоянно нуждался в людях и, если разобраться, не мог жить самостоятельно и обособленно. Он принимал гостей, беседовал с ними даже о тех предметах, которые его не занимали. Герой всегда ждал своего лучшего друга и предвкушал приятное общение с ним. Илья Ильич был зависим от мнения и помощи Андрея Ивановича. А настоящее счастье Обломову принес брак с Агафьей Пщеницыной. Как мы видим, даже замкнутые и пассивные интроверты испытывают необходимость в общении и не могут обойтись без него.

Даже те, кто сбежал от общества и пресытился разговорами в больших компаниях, не могут нести бремя отшельников хоть сколько-нибудь долго. Вот и Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, уехал в деревню, скрылся от надоевшего высшего света, а все же не смог жить в полном одиночестве. Он «от делать нечего» сошелся с Ленским — поэтом, вернувшимся из-за границы. Несмотря на то, что молодые люди были полными противоположностями друг другу, они едва ли не каждый день виделись и общались. Нелюдимый и циничный Онегин даже сожалел о том, что его друг пропадал у невесты: «Ну что ж? ты едешь: очень жаль». Поэтому он перешагнул через свои предрассудки о глупых и ограниченных уездных дворянах и направился знакомиться с семьей Лариных. Казалось бы, самодостаточный и эгоистичный Евгений не хотел оставаться в одиночестве. Это говорит о том, что в общении нуждаются все люди, даже те, которые это отрицают.

Таким образом, человек не может выжить без общения, ведь он — существо социальное и предрасположенное к жизни в коллективе. Даже замкнутые и не очень разговорчивые люди, которые любят больших компаний, испытывают потребность в беседах и обмене впечатлениями.

Вариант 2

(416 слов) Многие из нас наверняка слышали о том, что человек не может выжить без общения в силу своей социальной природы. Конечно, отшельничество не каждому по плечу, но все же его возможно преодолеть, если задаться целью. И в реальном мире, и в художественной литературе есть примеры, доказывающие, что люди могут обходиться без контактов с себе подобными достаточно долго.

Например, обратимся к книге Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Главный герой решил отправиться в морское плавание, но его судно потерпело крушение. Совсем еще молодой и неопытный юноша оказался на необитаемом острове в полном одиночестве. Сначала он сильно испугался и не знал, как ему быть в этой ситуации. Но потом решил взять себя в руки и продержаться столько, сколько сможет, а за это время мимо может проплыть какое-либо судно. Робинзон был хозяйственным и практичным человеком, поэтому наладил комфортный быт на острове, одомашнил скот и даже научился делать сыр. Но тяжелее всего ему было привыкнуть к отсутствию социальных контактов. Чтобы не сойти с ума, герой ежедневно молился, говорил вслух и вел записи о своем пребывании в экзотических краях. Он научился находить радость и покой в общении с самим собой. Позже он приютил и обучил местного аборигена и назвал его Пятницей, но до встречи с ним благополучно обходился без задушевных бесед. В историю Робинзона поверили тысячи читателей по всему миру, и на имя героя были получены сотни писем. Это говорит о том, что люди были солидарны с автором и охотно допускали, что человек может прожить без общения 28 лет.

Еще более необычный пример описал Редьярд Киплинг в сборнике рассказов «Книга джунглей». Двухлетний мальчик заблудился в лесу и попал в стаю волков, которая защитила его от тигра. Волки приняли ребенка в свою семью и навали «Маугли». Юный герой рос среди животных и обучился их языкам, но с людьми совсем не общался. Это не помешало Маугли усвоить морально-нравственные понятия и приспособиться к условиям жизни в лесу. Все-таки он вырос не животным, а человеком, способным любить, дружить и защищать то, что ему дорого. Даже в окружении зверей Маугли развивал ум и находчивость, отличающие его от волков, пантер, змей и других обитателей леса. Более того, подросток даже сумел вернуться к людям и адаптироваться среди них. Отсутствие общения в первые годы жизни не помешало ему стать полноправным членом общества и реализовать свой потенциал, а значит, человек вполне может обойтись без социальных контактов.

Таким образом, человек может выжить без общения. Отсутствие разговоров не может стать причиной его гибели. Однако полноценной такую жизнь назвать сложно. Все-таки отшельничество — это суровое испытание, которое можно выдержать, но не стоит превозносить.

Вариант 3

(443 слова) Человек — это социальное существо, которое предназначено для жизни в окружении себе подобных. Люди всегда жили в коллективе, ведь только вместе они могли выжить и противопоставить свои общие силы дикой природе. Поэтому если личность находится в вынужденной изоляции, ее психика сильно меняется и даже разрушается со временем. Этим и объясняется то, что человек не может обойтись без общения. Данную закономерность подтверждают многочисленные примеры из литературы.

Например, А.П. Чехов в рассказе «Пари» описал эксперимент, который провел над собой алчный юрист, соблазнившийся крупной суммой денег. Герой заключил спор с банкиром, собравшись доказать, что он сможет пятнадцать лет просидеть в добровольном одиночном заключении. После этого он должен был получить два миллиона рублей. Пари состоялось. Если первые годы узник вел себя так, как будто готовился к выходу на свободу, и распоряжался временем с пользой для себя, то в последние годы он забросил занятия по самосовершенствованию и потерял интерес ко всему, что свойственно людям. Он даже внешне перестал напоминать человека. В его письме к банкиру читатель находит доказательства того, что герой сошел с ума и уже не мог считаться полноценной личностью. Узник отвергал все достижения цивилизации и заявлял о том, что все в мире ему безразлично. Даже от денег он отказался. Оградив себя от социальных контактов, герой потерял все то, что делало его человеком: мечты, интересы, идеалы, цели, чувства. Этот пример позволяет сделать вывод, что люди не могут обойтись без общения, не потеряв себя.

Без общения человек перестает быть собой, ведь его психика претерпевает значительные и необратимые изменения. Это доказывает пример из произведения Джека Лондона «Смирительная рубашка». Даррэл Стэндинг попадает в тюрьму, но его бунт против жестоких и несправедливых правил этого заведения заканчивается еще большими пытками и истязаниями. Героя затягивают в смирительную рубашку и оставляют в одиночной камере. Каждый раз его пребывание в этом состоянии увеличивают, чтобы подавить воинственный дух заключенного. Даррэл не мог общаться с людьми, будучи связанным и сдавленным узником одиночной камеры. Из-за этого его создание стало проецировать нечто вроде галлюцинаций, создающих иллюзию полноценной жизни. Герой как бы путешествовал во времени и просматривал свои прошлые жизни. Под влиянием физических страданий и социальной изоляции Даррэл фактически перестал существовать наяву. Все его бытие протекало в рамках сознания. Его психика исказилась и приспособилась к лишениям тюрьмы Сен-Квентин, но назвать героя полноценной личностью мы уже не можем, так как он никак не проявляет свои личностные качества. Вне общества человек теряет те черты, которые роднят его с другими людьми, поэтому без общения он обойтись не в состоянии.

Таким образом, человек не может оставаться «человеком» без общения с людьми. Поэтому мы не должны пребывать в изоляции и дистанцироваться от социума, если хотим сохранить психику в норме. В социальном контакте мы выражаем себя и получаем эмоциональный заряд, преобразующийся в жизненную энергию.

Вариант 4

(442 слова) Физиология человека позволяет ему жить молча, поэтому нельзя сказать, что отсутствие социального контакта может повлечь за собой смерть. Однако полноценное развитие личности невозможно себе представить без общения. Поэтому люди, не имеющие возможности коммуникации, имеют многочисленные психические и нравственные патологии. Примеры, подтверждающие это, можно найти в художественной литературе.

Так, Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова был насильно извлечен из естественной среды обитания и разлучен с семьей. Мальчик стал пленником русского генерала во время войны на Кавказе. Из-за стресса ребенок замкнулся в себе и «тихо, гордо умирал», перестав принимать пищу. Генерал оставил умирающего в монастыре по дороге, но общество монахов тоже не устроило Мцыри. Он выжил, но ушел в себя и ни с кем не сближался. Накануне пострига он сбежал из своей тюрьмы и три дня скитался возле монастыря. Его нашли и принесли, когда он был уже при смерти. Из его исповеди монаху становится ясно, что недостаток социальных контактов болезненно отразился на душевном состоянии юноши. Мцыри чувствовал себя одиноким и совсем не нужным. В окружении угрюмых чужестранцев он задыхался и чах, как диковинное растение на обычной грядке. Ему не хватало семьи, друзей, Родины, где он мог бы беспрепятственно общаться на родном языке. Без всего этого Мцыри жилось очень тяжело, и это существование он не принял, поэтому уморил себя схваткой с барсом и крайним истощением. Конечно, умер он не потому, что не разговаривал, но недостаток общения — это одна из главных причин его душевного расстройства.

Отсутствие социальных контактов влияет и на нравственный облик человека, лишая его возможности адаптироваться в обществе и стать полноценной личностью. Это доказывает пример из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Ларра жил вдали от социума, так как его отцом был горный орел, а матерью — плененная им девушка. Когда орел погиб, мать и сын вернулись к людям, но юноша так и не смог приспособиться к общинной жизни. Ларра просто не знал, как надо себя вести, и ориентировался на единственный известный ему пример — отца. Он точно так же попытался достать себе женщину, не считаясь с ее волей и правилами племени, а в ответ на отказ убил ее. При этом герой не чувствовал ни вины, ни сожаления, так как у него не были сформированы нравственные принципы и моральные ограничения. Он даже не понимал, в чем его обвиняют. Отсутствие общения в данном случае привело к искажению личности человека и поведенческим девиациям. Ларра не умер без разговоров, но так и не смог стать полноценным членом общества и раскрыть свой потенциал.

Таким образом, с точки зрения физиологии, человек может выжить без общения, однако нравственная точка зрения убеждает нас в том, что отсутствие социальных контактов ведет к искажению психо-эмоциональной природы личности. Такие люди ведут себя совершенно не так, как следует, и не могут адаптироваться в окружающем мире.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector