Итоговое сочинение: Может ли быть зло во благо?
(439 слов) Наша жизнь очень многообразна, поэтому иногда мы можем встретить интересные парадоксы. Например, зло во благо. Что это такое? Это когда во имя великой цели человек вынужден совершить жестокий поступок. Конечно, не все люди согласны с тем, что жестокостью вымощена дорога в рай, но я считаю, что в любом правиле есть место исключению, и зло иногда служит добрым намерениям. Чтобы доказать это, я проанализирую характерные примеры из литературы.
Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» изображен Сатана, который явился в Москву на бал. В процессе путешествия Воланд изучает нравы жителей города и проводит довольно жестокие эксперименты. Например, его свита сначала выдает дамам прекрасные заграничные наряды, а потом растворяет их в воздухе. Тот же фокус был проделан с деньгами: зрители получили настоящие купюры, но на следующий день рубли превратились в самые разные предметы, а то и вовсе испарились. Свита Воланда сеет разрушения, навещая знаковые места в Москве: ресторан Грибоедова, магазин, где принимают только в валюте, театр Варьете. Дьявол также пригласил обычных граждан к себе на бал, выкрал сумасшедшего, выселил Магарыча из подвальчика на Арбате, словом, нарушил все мыслимые и немыслимые правила и законы. Однако все это «зло» было сделано во благо, потому что герои нуждались в нравственном уроке, который наглядно показал их порочность и несовершенство. Многие люди после визита Воланда были наказаны по заслугам или открыли для себя новые возможности. Тот же Иван Бездомный превратился из невежественного пропагандиста в сознательного и честного человека, способного на дальнейший духовный рост. Мастер и Маргарита были награждены покоем, Наташа — ведьмовским призванием, а вот работники театра Варьете — справедливым уголовным преследованием. Так, злые поступки Воланда и его свиты были во благо для общества, погрязшего в формализме, подхалимстве и мелочных страстях.
Знаменитый немецкий писатель Гете в своей пьесе «Фауст» тоже подметил двойственную природу зла. Его демон открыто признает, что служит добру, хоть и является злом. Этой фразой он предрекает финал книги: Мефистофель не смог забрать душу Фауста, потому что благодаря его стараниям доктор обрел истинное призвание и доказал торжество Божьего творения — человека. Изначально демон поспорил с Богом, что человек падет под градом дьявольских соблазнов, но доктор, пройдя через все искушения, сделал выбор в пользу нравственного предназначения — помощи людям. Став владыкой, он построил плотину и уберег прибрежных жителей от нападок стихии. Все зло Мефистофеля стало орудием в руках доброго человека и послужило во благо людям. Демон остался в дураках, а душа Фауста отправилась на небо, чтобы стать вечным доказательством того, что даже зло может стать источником добра.
Таким образом, зло может быть во благо, но только если человек достаточно силен, чтобы перелить отрицательную энергию в положительное русло. Жестокость, гнев и агрессия — не лучшие орудия в борьбе за справедливость, но иногда они остаются единственными инструментами для строительства лучшего мира.