Итоговое сочинение: Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне
(468 слов) Поэтесса Юлия Друнина написала поразительно точные слова, определяющие характер военной литературы: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Действительно, бравурные лозунги последних лет о том, что кто-то жаждет «повторить», никогда не повторяют ветераны. Они вообще не любят говорить о той поре, не считают себя «героями». Их ранят воспоминания, которые далеки от красивых фильмов про стрельбу и танки. В книгах участников ВОВ мы тоже не видим хвастовства и удали. Все персонажи переживают величайшую трагедию в жизни и не хотят никаких «повторений». Всем было страшно и плохо. А доказывают это примеры из литературы.
Вспомним произведение Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Все герои книги — реальные ветераны ВОВ. Никто из них не сказал о том, что с лёгкостью преодолевал препятствия. Напротив, девушки покрывались ранними сединами, у них прекращался менструальный цикл, они не могли спать и резко худели. От постоянного стресса у них развивались хронические заболевания. Им было тяжело убить человека, даже врага, потому что они хранили гуманистические идеалы и не могли отказаться от свойственных им качеств — доброты, милосердия, сочувствия. Больно было терять друзей и узнавать из писем, что родным приходится не лучше. Ужасные сны преследовали их и после войны. Многие женщины так и не смогли устроить личную жизнь, так как участие в боях их травмировало не только физически, но и морально. Все героини испытывали страх ежечасно, но это лишь увеличивает значимость их подвига.
Ту же тему затрагивает Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Изучив откровения очевидцев и участников, автор создал реалистичные образы людей, оказавшихся на поле брани. Отважный и патриотичный Николай Ростов в своем боевом дебюте проявил слабость духа и очень испугался. Хотя юноша уже был профессиональным военным и готовился к встрече с неприятелем, он был ошеломлен мыслью о том, что его могут убить. Он отчаянно жалел себя и чуть ли не сбежал с позиции. Ему казалось, что его смерть в битве противоестественна, а родители просто не переживут утраты. И он был прав: никто из психически здоровых людей на его месте не радовался бы насилию. Напротив, нам свойственно проявлять инстинкт самосохранения и не лезть на рожон. Природа позаботилась о том, чтобы мы себя сохранили. Так почему же на войне не должно быть страшно? Совершенно логично, что люди боятся ее и не хотят идти на риск. Но ради высших идеалов нам приходится перешагнуть страх. Да, в бою людей обуревает ужас, но они побеждают его ради сохранения того, что им дорого.
Популяризация войны в наши дни достигла апогея. Это не может радовать: люди должны думать не о выяснении отношений, а о мире и созидании. Поэтому так важно вспомнить о том, что борьба — это страх, насилие и величайшая трагедия для всех участников конфликта. Тот, что идеализирует бой, чаще всего не имеет к нему отношения и не знает, как там на самом деле. А тот, кто знает, с трудом перебарывает себя, но только ради мира — не войны.