Итоговое сочинение: Каждый человек сам себя воспитать должен

(469 слов) Многие люди спорят сегодня о том, кто должен воспитать личность: семья или школа, улица или кружок, бабушка или мама? Однако мне гораздо ближе точка зрения И.С. Тургенева, который утверждал, что человек сам себя воспитать должен. Действительно, кто, кроме нас, может пройти жизненный путь? Никакой наставник не сможет научить нас хорошему, если мы сами ничего не сделаем для этого. Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Так, в романе И.А. Гончарова «Обломов» мы видим результаты двух систем воспитания. Илья жил в дворянской семье и привык к праздности, ведь родители, которые взяли на себя ответственность за его образование, приучали мальчика лишь к лени и избыточному питанию. За Илюшу все делали слуги, даже носки ему надевали крестьяне. Уроки Илюша часто пропускал, потому что мать и отец слишком жалели его и опекали. Видимо, поэтому Обломов так и не смог найти свое призвание, добиться успеха на работе и обеспечить прирост своего состояния. При таких условиях резвый ребенок превратился в апатичного и ленивого человека с лишним весом и неправильными привычками, которые поспособствовали его преждевременной смерти. А вот Андрей, друг Ильи, преуспел в жизни, потому что воспитывал себя сам. С самых ранних лет герою пришлось работать, так как строгий родитель требовал от мальчика помощи в самых разных делах. Никто и никогда не решал за него задачи, не писал сочинений, не оправдывал его прогулы. Штольц сам нес ответственность за свое обучение перед семьей. Потом отец отправил его в столицу без денег и связей, чтобы юноша сам поставил себе цели и достиг их. Никто не надзирал за ним в большом городе, у Штольца была полная свобода действий. Он сам сформировал себя, поэтому стал деятельным, эрудированным и обеспеченным человеком. Значит, самостоятельное воспитание гораздо эффективнее, чем родительская опека.

Если человек будет полностью зависеть от окружения и семьи, он никогда не повзрослеет. Это понимают многие родители, поэтому они стремятся дать ребенку возможность для самостоятельного развития. Так произошло и в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев рос дома недорослем: вместо учебы гонял голубей и не думал о будущем. Его трудно в этом винить, ведь влиятельный отец мог обеспечить ему карьеру и доход. Но строгий родитель принял другое решение: он отправил наследника в отдаленную часть, чтобы он сам научился жизни. Петру пришлось служить на совесть и воспитать себя в тяжелейших условиях крестьянского бунта. Герой прошел проверку страхом, любовью, дружбой, соблазном. Ему нужно было самому выбирать свой путь, от которого зависела дальнейшая судьба. За несколько месяцев такой интенсивной работы над собой Гринев возмужал и стал отважным, честным, сильным офицером, достойным защитником отечества. Он воспитал себя сам и преуспел. Значит, эта методика по-настоящему эффективна.

Таким образом, человек не должен полагаться на семью или школу, когда речь идет о воспитании. Только самостоятельная работа над собой дает качественный результат. Пока мы сами не решим меняться в лучшую сторону, никакие наставники не смогут сдвинуть нас с места. Поэтому каждый из нас должен взять на себя ответственность за свою судьбу.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *