Итоговое сочинение: Каковы источники исторической памяти?
(441 слово) Человечество должно опираться на историческую память, чтобы научиться исправлять свои ошибки и не повторять их. Но откуда черпать эту мудрость? Каковы источники исторической памяти? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать подходящий литературный материал.
Тему исторической памяти затронул Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Автор в своих лирических отступлениях часто цитировал выдержки из мемуаров, исторических архивов, писем и хроник. Все эти документы представляют собой настоящее лицо эпохи. Именно они стали источником исторической памяти в произведении. Так, Л.Н. Толстой подробно изучил мемуары дипломата Талейрана и самого Наполеона. Из них он многое узнал о личности императора, о характерных особенностях его двора, о его окружении и приближенных. Каждый упрек, адресованный французскому полководцу, писатель аргументирует выдержкой из исторических документов — беспристрастных свидетелей всего произошедшего. Осуждая тягу Наполеона к помпезности и роскоши, Толстой приводит описание его покоев, цитаты из его речей и воспоминания очевидцев — русских дипломатов, которые попали на прием к французскому императору. Также автор часто полемизирует с историками, иронически опровергая многие их выводы. В частности, он обращался к официальной версии истории 1812 года, которая была опубликована А. И. Михайловским-Данилевским и М. И. Богдановичем. Из их трудом он подчерпнул знания о ходе кампании и ее специфике. Этот пример позволяет нам сделать вывод, что истоки исторической памяти люди находят в документах, архивах и научных трудах специалистов, разбирающихся в поставленном вопросе.
Не менее важная роль в изучении исторической памяти отводится очевидцам и участникам событий. Это доказывает пример из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бородино». Рассказчик беседует со старым солдатом — ветераном войны 1812 года. «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» — повествует боец. Пожилой герой, несмотря на явное пренебрежение по отношению к молодому поколению («Богатыри — не Вы!»), все же охотно делится своими воспоминаниями о тех днях, которые обросли легендами и слухами. Ветеран излагает свое мнение о стратегии главнокомандующего и отмечает, что сдача Москвы была трудным, но необходимым решением. Судя по просторечным репликам, мы можем понять, что слушаем рассказ солдата, а не офицера. В бою он заряжал пушки, а не командовал дивизией, поэтому его история отличается искренностью и откровенностью. Боец не делает акцента на своем значении в этой кампании. Он осознает, что был лишь маленькой частью общего движения. Но и его субъективный взгляд очень ценен для истории! Такие честные и очень личные рассказы пробуждают интерес у обычных людей, которые ставят себя на место ветерана и пропускают через себя все те чувства, которые направляли солдат на смерть. Мемуары или даже короткие интервью от первого лица — это тоже очень важный источник исторической памяти.
Таким образом, мы узнаем историю народов через сохранившиеся документы и личные свидетельства. О точных датах и цифрах нам повествуют официальные хроники, основанные на указах, расчетных книгах и других сведениях из делооборота. А чувствами и красками эту информацию наделяют воспоминания очевидцев и участников.