Сочинение: Как связаны понятия «жестокость» и «равнодушие»?

(497 слов) Что такое равнодушие? Дословно – это ровная душа. Но я думаю, что если человека не трогает абсолютно ничего, то у него её просто-напросто нет, а если это так, то он способен на любую, даже самую изощренную жестокость. В этом и заключается связь этих понятий: там, где поселилось одно такое качество, непременно появляется и другое в качестве новой стадии деградации личности. Чтобы доказать это утверждение, приведу примеры.

В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов показывает нам героя – земского врача Дмитрия Ионовича Старцева, жизнь которого кардинально изменилась после того, как он получил отказ от девушки, которую любил. Уязвленное самолюбие превращает его из некогда талантливого, щедрого и ранимого человека в равнодушного сноба и корыстолюбца. Постепенно происходит деградация личности: он думает лишь об обогащении, перестает интересоваться культурой, он даже сам признает, что живет без впечатлений и мыслей, но не хочет менять свою жизнь, даже когда судьба дает шанс. Чехов показывает читателю, что холодность сердца – это главный враг человека, который губит и его, и всех окружающих. Она же является первопричиной жестокости. В финале рассказа Старцев уже без стеснения демонстрирует безразличие к работе, жестоко относится к пациентам, грубит и перебивает их. Столь же бесцеремонно он порвал все взаимоотношения с Катериной и ее семьей, обидев девушку своим поведением. Автор подчеркивает злость и агрессию своего героя, описывая бытовые ситуации. К примеру, когда он едет смотреть дом на продажу, то распахивает все двери и не обращает внимания на тех, кто все еще живет в этом месте – детей и женщин, которые едва одеты. Даже слуги боятся господина, так как при малейшем недовольстве он выходит из себя и пускает в ход трость. Таким образом, равнодушие Ионыча породило и другие пороки, в том числе и жестокость.

В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» автор не менее ярко подчеркивает губительную силу равнодушия. Герой произведения Плюшкин – разорившийся помещик, безразличие которого превратило его хозяйство в ничто, а его самого – в «полузверя». Некогда богатый и счастливый семьянин теперь питается плесневелыми пряниками, ходит в лохмотьях, подбирает мусор с дороги и чувствует себя абсолютно комфортно. В его амбарах хранится зерно, хлеб, у него огромное поместье, в его подчинении находятся восемьсот душ, но ему настолько безразлична судьба зависящих от него людей и собственная судьба, что он предпочитает путь лени, апатии и саморазрушения. Казалось бы, обычное безразличие ко всему после смерти жены приводит к тому, что мужчина проклинает собственных детей и лишает их содержания. Более того, его крестьяне умирают от голода, а в это время амбары полнятся припасами на годы вперед. Таким образом, подобная бесчеловечность началась именно с появления равнодушия ко всему: герой потерял смысл жизни и пустил ее на самотек, обрастая все новыми и новыми пороками.

Таким образом, «равнодушие» и «жестокость» связаны тем, что одно порождает другое. Когда человек чувствителен и участлив, жестокость вызывает у него отвращение. Но если он безразличен ко всему, то естественные и социальные барьеры, отгораживающие нас насилия и агрессии, рушатся. Индифферентной личности злость, ярость и подлость уже не кажутся чем-то ненормальным, ей же все равно на последствия проявления этих качеств, главное – получить то, что хочется. Поэтому можно смело сказать, что равнодушие – это первопричина жестокости.

Автор: Анна Скурихина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector