Итоговое сочинение: Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно
Многомудрый Литрекон рад представить Вашему вниманию два варианта сочинений на тему: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Аргументы, вступления, заключения, тезисы хороши тем, что в образцах раскрыты две противоположных точки зрения. Можно выбрать любую. Приятного просвещения!
Вариант 1: Не согласен
(545 слов) Однажды великий русский поэт А.С. Пушкин сказал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». Я не согласен с его точкой зрения, потому что считаю неправильным гордиться чужими деяниями, не имеющими ко мне никакого отношения. Люди совершали подвиги задолго до моего рождения, я никак на них не повлиял. Соответственно, их слава — не моя заслуга, она не должна ослеплять меня своим сиянием и уже тем более не должна давать какие-то привилегии. Это подтверждают многочисленные примеры из литературы.
Тему поможет раскрыть роман Вальера Скотта «Айвенго». Автор с нескрываемой иронией описал наследника знатного рода, который лишь кичился славой предков, а сам в ее тени ничего не достиг. Сэр Ательстан был потомком саксонского короля Альфреда. По мнению многих вельмож, он должен был занять трон по праву рождения. Однако родословное древо своей пышной листвой прикрывало абсолютную неприспособленность этого человека к возложенной на него миссии. Он был глуп, ленив и апатичен, у него совсем не было лидерских качеств. Зато беспочвенное уважение окружающих к его происхождению вселило в него гордыню. Его амбиции не были подкреплены ничем, кроме титула, но он свято верил в то, что имеет все права и на престол, и на сердце благородной леди Ровены. А ведь если разобраться, Сэр Ательстан не мог так сильно гордиться чужими подвигами, давно канувшими в лету. Они не имеют к нему лично никакого отношения. Смешно наблюдать, как неповоротливый и праздный Ательстан рассуждает о ратной славе. Он ничего не сделал для того, чтобы заслужить себе такую же, но превозносит то, что якобы когда-то было, но явно не с ним.
Негативные проявления кичливости мы видим и в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Нездоровое внимание белогвардейцев к происхождению людей, к славе их рода стало одной из причин их поражения. Это видно на примере их отношения к Мелехову. Григорий — очень талантливый военачальник, он сделал карьеру в армии с нуля, без всякой протекции, в отличие от многих других офицеров, которые получали звания уже с рождения. В коллективе, где каждый гордится своим родословным древом, Григорий чувствовал себя чужим. Его считали выскочкой и часто пытались унизить. Каким бы умным и успешным он ни был, в этой среде он всегда оставался изгоем и не мог добиться больших высот. Поэтому он покинул белых и явно не он один. Люди из высшего общества не понимали, что ратные подвиги не передаются по наследству. Закрытая каста людей, объединенных лишь положением в свете, была неэффективна в сравнении с Красной армией, где статус завоевывали победами. Можно было годами гордиться победами предков в боях с Пугачевым или Стенькой Разиным, приводить исторические примеры 1905 года, но это лишь ослепляло и расслабляло белогвардейцев. Из-за спеси они даже между собой рассорились и проиграли. Чужие заслуги не имеют к нам отношения, не стоит придавать им особое значение. Важно помнить, что настоящее зависит только от нас и наших нынешних усилий. А то, что было, останется достижением тех, кого уже нет.
Таким образом, можно вечно спекулировать исторической памятью и возрождать гордость за то, что мы сами не делали, но важно понимать, что это к нам не относится. Мы не несем ответсвенности за то, что было до нашего рождения, значит, мы не имеем оснований приписывать себе какие-то заслуги автоматически, по праву происхождения. В жизни нужно не поводы для гордости искать, а быть скромнее и деятельнее. Тогда и мы приобретем свои достижения.
Вариант 2: Согласен
(415 слов) «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» — это сказал великий русский поэт А.С. Пушкин. Я согласен с ним, ведь память о подвигах тех, кто был до нас, восстанавливает историческую справедливость и отдает должное героям. Им мы обязаны нашей жизнью и свободой. Важно помнить об этом и давать пример новым поколениям. Эту точку зрения подтверждают многочисленные примеры из литературы.
Даниил Гранин и Алесь Адамович в «Блокадной книге» собрали много уникальных свидетельств о жизни города, окруженного, но не сломленного войной. Дети и женщины сбрасывали снаряды и тушили крыши, матери жертвовали собой ради детей, жители делились последним куском с теми, кто нуждался больше всех. Читая книгу, мы ощущаем неподдельную гордость за родную страну, хотя далеко не все из нас проживают в Санкт-Петербурге или там родились. Может показаться, что этот подвиг духа не имеет к нам отношения, раз мы далеко и ничего подобного не ощущали. Однако дело не в том, унаследовали ли мы такую стойкость. Речь идет о том, сможем ли мы ее воспитать в себе? Ведь эти люди не были какими-то небожителями или обладателями голубых кровей. Они выработали в себе смелость, доброту, терпение, когда потребовалось. Как они это сделали? Узнав об этом из книги, мы, несомненно, сможем воплотить в себе все лучшее, что завещала нам история, богатая трагическими событиями. Вспоминая о мужестве и воле наших соотечественников, мы становимся сильнее, патриотичнее и отважнее. Эта гордость нужна нам для того, чтобы отдать дань уважения и стать достойными их подвига.
Не меньше гордости вызывает книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Она рассказала о реальных историях женщин, которые воевали наряду с мужчинами. Оказывается, более миллиона девушек пошли добровольцами на фронт, а просилось еще больше. Они были снайперами, медсестрами, зенитчицами, связистками, врачами, были даже танкисты и пилоты. Все они рвались не убивать, а защищать Родину. Им нужно было отстоять свой дом, а не занять чужой. В этом состоит принципиальная разница между ними и захватчиками. Поэтому их подвиг воспринимается в качестве акта добродетели, самопожертвования во имя мира и любви, а не как спецэффект в кино. Мы должны гордиться этими героинями, потому что это чувство — дань уважения за ту жертву, которую наши предки возложили на алтарь победы. Оно даст нам понимание ценности мира и важности сохранения дружественных отношений со всеми странами. Слава наших прапоколений-защитников — положительный пример, к которому нужно стремиться.
Таким образом, гордиться славным прошлым предков можно и нужно, потому что оно оно многому учит нас и дает пример для подражания. Дети должны расти с осознанием культурной и духовной преемственности поколений. Это поможет им стать лучше.