Итоговое сочинение: Что значит «жить по совести»?

(542 слова) В каждом обществе есть нормы: социальные, правовые, корпоративные, но особое место в нём занимают моральные. Говоря о них, человек рассматривает происходящее вокруг с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. Очень часто мы прибегаем к помощи такого явления, контролирующего нас изнутри, как совесть. Так что значит «жить по совести»? Я считаю, что так живет тот, кому не чуждо чувство стыда, кто всегда руководствуется моральными нормами. Слова и действия должны укреплять самоуважение, а не подтачивать его – тогда и будет уместно использовать данное понятие. Для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта.

Вспомним рассказ Александра Грина «Зелёная лампа». Два богача, Стильтон и Реймер, замечают лежащего на улице человека. Этим беднягой был Джон Ив, выходец из Ирландии. Ему было около 25 лет, за которые он успел поработать и фермером, и матросом, и углекопом. Теперь он находился в Англии в поисках лучшей жизни. Стильтон предложил бездомному 10 фунтов в месяц, если тот сейчас же снимет в одной из центральных улиц квартиру с окном на улицу. Бродяга должен был каждый день с пяти вечера до двенадцати ночи зажигать лампу, покрытую зелёным абажуром, никуда не выходить и ни с кем не разговаривать. Джон от безысходности согласился на странную сделку. Так он и поступал каждый день, слыша под окнами гадкие фразы в свой адрес. Прошло 8 лет. В одну из больниц города доставили старика, которым был Стильтон, сломавший ногу на лестнице. Это был уже не тот богатый человек, который когда-то пил дорогое вино и ходил по клубам. Он уснул на койке, а после пробуждения увидел доктора, лишившего его правой ноги. Этим специалистом был Джон Ив, та самая «игрушка», над которой подшутил Стильтон. Он поведал историю своей жизни, рассказав, что унизительная шутка миллионера помогла ему найти себя. Сидя дома, он читал книги о медицине, а с экзаменами для поступления в колледж помог студент, живший с ним. Этот пример ярко показывает контраст двух людей. Стильтон – олицетворение бессовестного человека: в свои 40 лет он лишь ходил по клубам, ничего не желая в этой жизни. Он позволил себе унизительную «шутку» над человеком, однако для бродяги наказание стало подарком судьбы. Джон жил по совести, ведь честно учился и трудился во благо общества. И он не отказался помогать своему обидчику, а выручил его в трудную минуту. Его поведение соответствует моральным нормам.

Прекрасный пример можно также найти в рассказе Андрея Платонова «Юшка». Ефим, человек лет сорока, явно похожий на старика, работал в кузнице. Все называли его Юшкой. Не только дети, но и взрослые обижали его. Каждое лето он уходил из деревни, но никто не знал куда. Однажды больного толкнул в грудь прохожий, и Юшка умер. Лишь спустя время в деревню приехала девушка, искавшая Ефима Дмитриевича. Не сразу кузнец вспомнил, что так звали его помощника. Оказалось, что Юшка каждое лето уходил в город помогать девушке-сиротке, которая теперь явилась проведать своего кормильца. Конечно, она не застала его, но, будучи врачом, продолжила добрые дела Ефима, бескорыстно помогая людям. Этот пример показывает, что Юшка жил по совести: он поддерживал сироту безвозмездно и вложил в ее душу моральные ориентиры, которые направили героиню на верный путь.

Таким образом, совесть – это внутренний контролёр, который, к сожалению, свойственен не всем людям. Она формируется в зависимости от социально-культурного окружения и является моральной основой личности. Если человек совестливый, его поступки будут соответствовать нормам морали. Жить по нравственным правилам — это значит уважать и себя, и других людей в равной степени.

Автор: Тимур Яруллин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector