332. Можно ли назвать совесть главным судьёй?

Мы часто говорим о том, что совесть — главный судья в вопросах морали. Однако можно ли назвать это качество наиважнейшим арбитром общественных отношений? Конечно же, нет. Чтобы навести порядок в мире, важно опираться на законы, которые являются отражением коллективной интеллектуальной и нравственной зрелости. А совесть — это субъективное ощущение, возникающее в сознании личности и основывающееся на ее индивидуальном видении мира. Общей совесть быть не может, так как все мы разные. А вот закон один для всех, поэтому он не затрагивает многие сферы жизни. Чтобы разобраться в этой теме, приведу литературные примеры.

Совесть — это личное дело каждого, и она не может быть основой для объективного суда. Это подтвердит пример из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Вронский ухаживал за Кити, но это увлечение для него было детским. Всерьез он полюбил замужнюю даму — Анну. Но для Кити его неверность, если это можно так назвать, была большим ударом. Девушка очень переживала и считала поступок Вронского бессовестным. А теперь представим, что Алексея осудили за это в настоящем суде. Невозможно рассматривать это дело и вынести правильное решение, ведь Вронский по-своему прав. Он полюбил по-настоящему впервые в жизни, можем ли мы его винить? Но его уход от Кити был бессовестным поступком, так как причинил ей незаслуженную боль. Как разобраться в этом объективно? Никак. Совесть — это личное дело каждого, и ее нельзя возвести в абсолют, который будет для каждого значим в равной степени. Поэтому она не может быть главным судьей.

А вот закон может судить всех и каждого, в отличие от совести. Его требования универсальны и справедливы для всех. Чтобы доказать это, приведу в пример обвинительный приговор Пугачева, героя произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Объективно Емельян виноват и понес заслуженное наказание. Он возглавил мятеж, из-за которого погибли сотни людей и были разрушены десятки домов. Весь этот вред нужно компенсировать, а народу важно преподать урок. Поэтому царица избрала жестокую казнь для бунтовщика. А вот если бы мы судили Пугачева по совести, то выяснилось бы, что, с точки зрения многих людей, он и не виноват вовсе. Он защитил права народа, попранные феодалами. Его требования были справедливы, а вот притязания Екатерины на трон можно было бы и оспорить, ведь она взошла на престол после дворцового переворота. При такой трактовке все воспринимается по-иному, и дело можно рассматривать вечно, учитывая мнения всех сторон. А по закону все ясно и непреложно: если человек повинен в уничтожении имущества и убийстве людей, он — преступник, и вот ему приговор. Все-таки судить нужно по закону, а не по совести, иначе порядка не будет.

Таким образом, совесть — это моральный арбитр человека, наш внутренний судебный орган, который заседает всегда. А вот главным судьей в мире, где людей много, все они разные, должен быть универсальный и хорошо продуманный закон, на который мы все согласились. Только так общество может жить гармонично.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector