Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему
(377 слов) Древнегреческий философ Платон однажды сказал: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему». С мудрецом сложно спорить, ведь он кратко изложил всю суть такого сложного морально-нравственного понятия: важно поступать, как того требует идеал, или хотя бы стремиться к этому. Об этом нам напоминают примеры из классической литературы.
Поставленную тему затронул М.А. Булгаков в произведении «Собачье сердце». Профессор Преображенский провел уникальную операцию, в результате которой пес стал человеком. Мировое научное сообщество тут же окружило его вниманием и почетом. Слава о нем гремела во всех уголках земного шага. Но постепенно ученый понял, что его эксперимент зашел слишком далеко. Шариков так и не стал полноценной личностью, однако уже нарушал права и границы других людей. Его статусом воспользовались недоброжелатели, которые хотели отнять у профессора жилплощадь. Но самое страшное последствие опыта заключалось в том, что человека из пса не вышло: Полиграф Полиграфович был лишь пародией на то, чем стать по определению не мог. Чтобы пресечь подобные ошибки, Филипп Филиппович превратил Шарикова в Шарика и добровольно отказался всех научных лавров, которые ему подарил мнимый успех. Чтобы сохранить свою честь, профессор следовал лучшему, а не выгодному или общепринятому. Теперь его имя не было запятнано ужасным открытием, навредившем планете.
Не менее убедительный пример продемонстрировал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Пьер Безухов заподозрил жену в неверности. Такие оскорбительные намеки обронил один из офицеров. Герой не стал терпеть обиду и позвал любовника Элен на дуэль. Случайно Пьер победил опытного дуэлянта и вышел сухим из воды, но как этот поступок отразился на его репутации? Скверно. Общество встало на сторону Элен, несмотря на ее неправоту. Пьера все считали безумным ревнивцем. Почему так? А потому, что эта дуэль не была лучшим выходом из ситуации. Безухов и сам раскаялся в содеянном, ведь понимал, что человеческая жизнь дороже интриг, ссор и подозрений. Даже если Элен нарушила свой долг, а Федор этим воспользовался, убивать его было неправильно, прежде всего, с нравственной точки зрения. Поэтому Пьер не защитил, а очернил свою репутацию. Нельзя отстаивать честь такими варварскими методами, это умаляет ее значение.
Таким образом, человек может идти дорогой чести, только если он выбирает лучший маршрут и не сворачивает. Трудно поступать по совести, отстаивать свои принципы и убеждения, но ведь это и делает нас теми, кто достоин уважения. Стремиться к идеалу необходимо для того, чтобы быть уверенным в себе и своем морально-нравственном облике.