Итоговое сочинение: Чем нам может быть интересна советская эпоха, и почему она уничтожала таланты?
(473 слова) Советская эпоха — это важная страница истории нашей страны, которая интересна тем, что оставила после себя — жизненными уроками и индустриальными достижениями. Именно в это время наша Родина достигла феноменальных успехов в освоении космоса, в науке и технике. Однако были на этой странице и позорные моменты. К ним относятся репрессии против инакомыслящих. Эту проблему поднимали многие авторы того времени.
Одним из самых известных произведений, посвященных этой проблеме, является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Одарённый писатель не смог реализовать свой талант в стране, где должны были быть «свобода, равенство и братство». Именно свободы в ней и не хватало. Пролетарская диктатура создала идеологический пресс, который давил на всех, кто не разделяет ее ценностей. Мастер писал не о достижениях новой страны, не о суровых и веселых буднях трудового народа. Он писал о том, что волновало не одно поколение — о свободе духа, которой не хватило Понтию Пилату. Она стала дефицитом и при советской власти. Параллели между двумя эпохами мог бы провести каждый просвещенный читатель. Поэтому Берлиоз и ему подобные боялись публиковать роман о Понтии Пилате. Они сами оказались на месте римского прокуратора и распяли своего Иешуа, затравив его критикой и преследованиями. В итоге Мастер, став жертвой аферы и глубокого эмоционального напряжения, попал в сумасшедший дом. Он сжег рукопись, ведь осознал, что ее никогда не напечатают. Мечта стала его врагом. Данный пример позволяет сделать вывод, что советская власть уничтожала таланты в силу того, что боялась критики, так как не выдерживала ее. Этот негативный опыт является для нашей страны полезным уроком о том, как вести себя нельзя.
Еще одно произведение Булгакова, в котором затронута проблема таланта и его места в советской действительности, — это повесть «Собачье сердце». Профессор Преображенский — одаренный ученый, который является абсолютным новатором в своей области и спасителем сотен людей. Его эксперименты сохранили здоровье и молодость многим пациентам. Однако пролетарское общество не принимает его и постоянно предпринимает попытки разобраться с «обнаглевшим буржуем». Швондеру и ему подобным наука чужда, они не получили, судя по всему, даже элементарного образования. Для них любой талант — как красный флажок для быка. Герои мечтают о равенстве, которого быть не может. Кто-то умнее, а кто-то глупее, но эта фундаментальная истина шла вразрез с новой пролетарской моралью. В итоге мы видим противостояние общества рабочих и профессора. Он не хочет уступать свои позиции, он не может сравняться с посредственностью, а толпа не может допустить, чтобы среди нее оставались такие «неравные» люди. Этот пример позволяет определить ментальную несовместимость советской идеологии и интеллектуальной элиты. Пролетарии не принимали таланты, потому что они выбивались из общего строя и противоречили их догмам.
Таким образом, советская эпоха уничтожала таланты, потому что они обличали ее несовершенства и даже опровергали саму основу идеологии. Из истории мы знаем, к чему это привело: СССР распался, ведь шел против естественных законов и пытался уровнять всех людей. А этого быть не может. Таланты указали бы партии ее просчеты, но их голос был заглушен преследованиями. Нам нужно научиться избегать этих ошибок.