Итоговое сочинение: Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, чем можно быть довольным
(461 слово) Сейчас завышенная самооценка уже становится нормой. Многие гуру успешности пропагандируют «здоровый эгоизм». Поэтому если немало людей, которые очень довольны собой, хотя оснований для этого удовлетворения нет. Причем, именно потому нет, что они собою очень довольны. Реальные заслуги и самолюбование обратно пропорциональны. Эту закономерность доказывают многочисленные примеры из литературы.
Вспомним второстепенную героиню романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — Авдотью Кукшину. К этой женщине Базаров и Кирсанов приходят по приглашению и протекции Ситникова — карикатурной копии нигилиста. Авдотья Никитишна тоже является гротескным изваянием авторской сатиры. Она любит хвастаться своими вымышленными достижениями и кичится тем, чего у нее нет. Так, она убеждает Базарова, что открыла новые законы химии, но «все еще не готово». Героиня без стеснения объявляет новым знакомым, что имеет передовые взгляды на женский вопрос, а потому разъехалась с мужем и отказалась заводить детей. Свободное время она посвящает встречам с юношами, употреблению крепких напитков и курению. Она вменяет себе это в заслугу, однако читатель прекрасно видит, что гордиться здесь нечем: Авдотья не реализовалась в традиционной женской роли и ничем не заполнила образовавшейся пустоты. Ее занятия науками — фарс напоказ. Ее речи исполнены жеманства и фальши. Ее облик поражает сочетанием помпезности (меховая накидка, кружева, «райская птица» в волосах) и неряшливости (растрепанные волосы, неухоженный вид, красный нос). Кукшина хочет произвести впечатление и уверена, что ей это удается. Она довольна собой и своей «эмансипацией», но на деле у нее нет достижений, нет семьи, нет будущего. Есть лишь бесчисленные пороки и недостатки, которых она не замечает из-за самовлюбленности.
Проблему несоответствия видимости и сущности затрагивал и Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Ноздрев — один из помещиков, у которого Чичиков хотел купить крестьян, но только на бумаге. Этот дворянин отличался хвастливостью, самолюбием и плутовством. Он очень часто врал и, конечно, больше о себе. Если послушать Ноздрева и поверить ему, можно подумать, что лучшего человека нет на свете: и лихач, и франт, и красавец, и удачливый делец. У него всегда есть в запасе история, которая выставляет его в выгодном свете. Но вскоре после знакомства Чичиков убеждается, что «Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни». Оказывается, за дифирамбами самому себе герой уже давно перестал замечать себя настоящего. Он не отдает отчета в своих действиях и часто подставляет людей без повода. Клевета, откровенное хамство, стремление «нагадить ближнему» — все это Ноздрев в себе не видит. Ведь куда проще переделать то, что есть, в то, что хочется, и преподнести полученные небылицы как правду. Герой всегда доволен собой, он никогда не жалеет о содеянном, но это самолюбование и лишает его возможности исправить ошибки и двигаться вперед.
Таким образом, если человек всегда только хвалит себя, то он оказывается в окружении миражей и самообмана. Это мешает ему развиваться и расти духовно. А зачем? Ведь и так все лучше некуда! Вот и получается, что тот, кто вечно доволен собой, меньше всего заслуживает уважения.