452. Возможно ли всегда поступать по совести? 

(490 слов) Очень легко призывать людей всегда поступать по совести, но при этом у по-настоящему совестливых людей неизменно возникает вопрос, возможно ли всегда это делать? Я считаю, что в мире есть обстоятельства, которые мы не в силах преодолеть. Например, когда оба решения противоречат нравственным установкам, но без одного из них обойтись нельзя. Мы не вправе судить тех, кто оказался перед такими важными дилеммами. Чтобы дать более точный ответ, приведу соответствующие литературные примеры.

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, совершивший два убийства, отдаляется от семьи и даже в один момент отказывается посещать ее. А ведь в это время сестра и мать особенно нуждались в его обществе. Родион бросал их на произвол судьбы, несмотря на все те жертвы, которые они принесли ради него. Это очень жестоко, это противоречит моральным нормам, но мог ли герой поступить иначе? Родион чувствовал себя грязным и подлым убийцей, недостойным сострадания и милосердия. Он не мог оскорбить самых любимых людей таким сомнительным обществом. Его мучила мысль, что он обманом получает их ласки и теплые слова, но если бы они знали о его поступке, то отшатнулись бы в ужасе от него. Кроме того, герой, даже не осознавая того, не хотел, чтобы Дуня и Пульхерия  Александровна были замешаны в его деле, чтобы их вызывали на допросы, чтобы все тыкали в них пальцем. Он уже тогда предполагал сдаться и желал лишь одного — оградить семью от своего позора. Поэтому он пошёл против совести — оставил близких людей, но лишь ради того, чтобы защитить их. Разве можно его осудить?

Рассмотрим и пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов женился на девушке без любви и вскоре понял, что им не по пути. Элен оказалась неверной супругой и мотовкой, которая лишь использовала мужа, чтобы получить независимость и большой капитал. До свадьбы она скрывала от него, что не хочет детей, что не намерена хранить верность и домашний очаг. А после герою ничего не оставалось делать, как терпеть и жить во лжи. По совести нужно было бы развестись с Элен, ведь она нарушила супружеский обет. Но мог ли Пьер сделать это? В те времена развод очень осуждался. Нельзя было просто взять и разойтись, не позоря себя и свою вторую половинку. Расторжение брака было против православных канонов и норм общественной морали. Кроме того, Пьера мучило чувство вины за то, что он сам допустил эту ошибку, но большая ответственность выпадет на плечи Элен. После этого она наверняка станет распутной женщиной — думал он. Поэтому герою казалось, что он обязан наставить жену на путь истинный или хотя бы нести этот крест. Из этого тупика не было выхода «по совести». Оба решения были неправильными с точки зрения морали. Поэтому герой не мог поступить так, как должно, не нарушая нравственных табу.

Таким образом, поступать по совести получается далеко не всегда. Порой человек оказывается на распутье, где оба пути ведут по кривым дорожкам, где оба варианта требуют отказа от моральных норма, присущих ему. В такой ситуации важно выбрать из двух зол меньшее и постараться больше не попадать в такие обстоятельства.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector