429. Должен ли язык искусства быть понятен каждому?

Искусство, как известно, доступно и понятно далеко не всем людям. Многих оно и вовсе не интересует, они довольствуются лишь китчевыми подделками великих произведений. Их принято высокомерно осуждать, но правильно ли это? Должен ли язык творчества быть понятен каждому? Я думаю, что человек не должен гнаться за знаниями только ради одобрения общества: если ему для жизни не нужно высоких материй, то и понимать их ему вовсе не обязательно. Чтобы доказать свою точку зрения, приведу примеры из книг.

В антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» в обществе будущего искусства не было вообще. Его просто не добавили в список потребностей людей, ведь оно рождает страсти, а страсти подрывают стабильность. Поэтому творчество заменили массовой культурой без содержания и смысла. Идеологам нового строя удалось добиться своего: представители эры Форда были действительно вполне удовлетворены жизнью. Дикаря, который пытался проповедовать свободу цитатами из Шекспира, они просто не поняли. Им было абсолютно чуждо то, что многие считают необходимостью, потому что им не навязывали изучение творчества. Напротив, все они были заняты практическими делами и личными удовольствиями. Значит, если человек сознательно себя ограничивает от искусства, сужая круг духовных потребностей, ему вовсе не обязательно понимать язык творцов. Раз ему хорошо живется без этого, почему бы и нет? Это его выбор, и мы не вправе его осуждать.

Однако если человек хочет связать свою жизнь с творчеством, ему необходимо научиться разбираться в нем. Так, в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» главный герой хотел быть поэтом, и для этого даже приехал в столицу, чтобы заявить о своем даровании на весь мир. Но способности у молодого человека были весьма посредственные: он слагал банальные стихи о любви, не хотел работать над индивидуальным стилем и качественными рифмами. Его дядя сразу же понял, что талант у Александра если и есть, то находится в зачаточном состоянии, а потому юношу надо опустить с небес на землю, чтобы он стал самокритичнее. Но все попытки посягнуть на свое творчество герой воспринимал в штыки. Он упорствовал в заблуждении и все еще пытался открыть людям глаза на свой незаурядный дар. Значит, незнание языка искусства может поставить человека в неловкое положение, если он сам занимается им. В таком случае ему необходимо понимать ту сферу, в которой он пытается реализоваться.

Таким образом, изучение языка искусства необходимо лишь в том случае, если человек планирует связать свою жизнь с творчеством или же научиться разбираться в нем на правах образованного и развитого ценителя. Если же творчество ему чуждо, и он хочет ограничить жизнь унитарным набором базовых потребностей, то ему не к чему тратить время и силы на освоение ненужной информации.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *