107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?

Времена меняются, а люди остаются неизменными, поэтому взрослым свойственен некий консерватизм во взглядах и привычках. Им сложно даются новые знания и открытия, многие из них принимают в штыки любые перемены, поэтому им непросто находить общий язык с молодежью, которая живет будущим. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из литературы.

В пьесе А. Островского «Гроза» Кабаниха и Дикой представляют поколение отцов. Они живут традициями и устоями прошлого, во всем опираются на Домострой и средневековые легенды, объясняющие все явления, но только с точки зрения мистики. Например, купец уверен в том, что гром на небесах является следствием шума от колесницы Ильи-пророка. На любые возражения он реагирует агрессивно, ведь его картина мира является истиной в последней инстанции. Естественно, такой человек не понимает и не принимает молодежь с ее прогрессивными взглядами. Он постоянно грубит племяннику, унижает его и держит в узде, потому что боится и не хочет услышать, что все его представления о мироустройстве — свидетельство провинциального невежества. Та же проблема у Кабановой: она чувствует, что дети не хотят жить по канонам прошлых столетий, поэтому давит на них и заставляет жить по старинным лекалам. Старики уверены в своей непогрешимости, ценят свой опыт и авторитет, поэтому не слышат и не слушают своих детей. Они не хотят терять власть в городе и уступать ее новым людям, так что у них в принципе отсутствует мотивация понимать молодежь.

В другом примере взрослые так же слепы и категоричны в суждениях. В пьесе А. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов спорит с Чацким о необходимости перемен в важнейших сферах жизни. Представитель «старой гвардии» выступает за то, чтобы оставить все «как есть», ведь он привык так жить и нервничает, что его на старости лет потеснят и заставят отказаться от какой-либо привилегии. Кроме того, он искренне не понимает, как такой юный собеседник может судить о вещах так веско и однозначно. Фамусов привык ориентироваться на авторитетов из высшей знати, для него дико, что молодежь требует права голоса, «не послужив», то есть не прислуживаясь к вышестоящим чинам. Героя можно понять: новые веяния затрагиваю его благополучие, например, право использовать крепостных крестьян по своему усмотрению. Также Александр ставит под сомнение успех и достижения самого хозяина дома, а ведь это задело бы любого человека. Значит, поколение отцов не понимает детей, потому что им сложно уступить власть новым людям, а также неприятно признавать свои ошибки. Им проще поспорить и сослаться на величину собственного опыта, чем вникнуть в то, что предлагает молодежь, ведь понимание повлечет за собой принятие, а уж этого родители допустить не могут, боясь упустить свои интересы.

Таким образом, отцам выгодно не понимать детей, в этом и состоит трудность: у них нет мотивации делать это. Если они допустят саму мысль, что молодежь созрела и предлагает конструктивные перемены, то почва уйдет у них из-под ног, придется делиться властью и подвинуться, уступая место под солнцем наследникам. А ведь так тяжело признать себя старым, отринуть устоявшиеся догмы и посмотреть трезво на итоги своей деятельности. Поэтому не нежелании родителей понять отпрысков нет ничего удивительного и постыдного, это естественно.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *