Как написать сочинение 13.3?

В этом материале Многомудрый Литрекон максимально понятно объяснит, как написать сочинение-рассуждение 13.3 для ОГЭ по русскому языку, придерживаясь рекомендаций и требований 2025 года. Всё, что здесь изложено, основано на методических материалах и советах разработчиков экзамена. Никакой субъективности — только проверенные и полезные советы, которые помогут получить максимальный балл.

Структура сочинения

Идеальная структура сочинения 13.3 должна включать четыре основных абзаца:

  1. Вступление + тезис
  2. Первый пример-аргумент (из текста) + пояснение
  3. Второй пример-аргумент (из жизненного опыта или другого литературного произведения) + пояснение
  4. Вывод

Давайте подробно разберём каждый пункт и определимся, как должно выглядеть образцово показательное сочинение.

Первый абзац: зачин и тезис

В задании 13.3 всегда требуется решить две задачи: определить понятие (слово или выражение) и ответить на заданный вопрос. Часто это вызывает затруднения, так как ученики не понимают, что важнее.

Согласно критерию С3К1 (толкование значения понятия), 1 балл ставится, если:

  • Вы дали определение понятия,
  • прокомментировали его, ответив на вопрос из темы.

Как правильно составить первый абзац?

Р.А. Дощинский, начальник отдела методического планирования ФИПИ и автор многочисленных пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, рекомендует такую структуру:

  • Определите понятие — это будет Ваше вступление.
  • Дайте ответ на вопрос из задания — сформулируйте тезис. Это центральная мысль, которую Вы будете доказывать в тексте.
  • Добавьте «мостик» — плавный логический переход к аргументации.

В критериях от ФИПИ написано, что главным в комментарии является ответ на вопрос, обозначенный в теме эссе. Так что все рассуждение нужно строить вокруг ответа на этот вопрос!

Вот наглядный пример.

Как определить понятие?

Существует пять основных способов определения понятия, одобренных разработчиками:

  1. Классическое определение через родовые и видовые признаки
    Пример: «Доброта — это нравственное качество человека, выражающееся в умении сочувствовать и помогать окружающим.»
  2. Описание — перечисление свойств и признаков.
    Пример: «Настоящее искусство — это то, что вдохновляет нас, делает лучше и счастливее.»
  3. Характеристика — подчёркиваются яркие признаки понятия.
    Пример: «Дружба — это отношения, основанные на взаимопонимании, доверии и готовности помочь.»
  4. Сравнение — понятие сравнивается с синонимичными или близкими терминами.
    Пример: «Доброта — это милосердие, чуткость в отношении к другим людям.»
  5. Различение — указание на отличие понятия от других.
    Пример: «Доброта — это противоположность эгоизма, грубости и безразличия.»

Важно! Не начинайте определение со слов «это когда». Данная ошибка встречается часто и уже «режет глаз» проверяющим.

Вот подборка основных определений понятий для сочинения 13.3.

Как ответить на вопрос (сформулировать тезис)?

Просто повторите вопрос из задания, а затем дайте на него развёрнутый ответ. Например:

  • «Я считаю, что…»
  • «Мне кажется, что…»
  • «На мой взгляд…»

Завершите абзац плавным переходом к примерам:

  • «Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.»
  • «Чтобы обосновать своё мнение, обращусь к примерам из текста и жизненного опыта.»

Другие клише и шаблоны Вы найдете в подборке.

Второй абзац: первый пример-аргумент

Первый аргумент обязательно должен быть из предложенного в задании текста. Вы можете использовать:

  • Цитирование,
  • Пересказ с указанием номеров предложений,
  • Пересказ без номеров предложений.

Однако не переусердствуйте с цитатами — важно, чтобы текст сочинения содержал больше Ваших мыслей. Выберите ключевой эпизод текста, который иллюстрирует вашу позицию, и завершите пример пояснением.

Как писать пояснение?
Объясните, как этот пример связан с вопросом задания и доказывает Ваш тезис. Например:

«Этот эпизод показывает, что добрый человек готов прийти на помощь в трудную минуту.»

Кстати, помните о том, что добавление цитат из текста и требование указывать номера предложений «носят рекомендательный характер» («Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ«).

Третий абзац: второй пример-аргумент

Второй аргумент можно выбрать из нескольких источников:

  1. Читательский опыт — произведения литературы, изученные в школе. Этот вариант наиболее универсален и предпочтителен.
  2. Жизненный опыт — исторические факты, события, примеры из жизни известных личностей. Факты из личной жизни тоже можно приводить.
  3. Текст задания — дополнительный пример из предложенного текста.

Создатели экзамена отдельно упомянули о том, что ценность аргументации определяется не авторитетностью источника, а степенью реализации смысловой функции.

Помните, что экзаменуемому начисляют баллы по следующим критериям:

  • Один пример только из текста = 2 балла.
  • Один из текста и один из жизненного опыта = 3 балла.
  • Два примера из текста = 3 балла. Вот все критерии оценки сочинения ОГЭ.

После примера не забудьте пояснить его значение для ответа на вопрос.

Четвёртый абзац: вывод

Вывод завершает сочинение и делает его логичным и завершённым. Не обязательно писать длинное заключение — достаточно одного обобщающего предложения, которое подведёт итог Вашим аргументам. Помните, что чем больше «лишнего» Вы напишете, тем вероятнее допустите ошибку. Сочинение не должно быть огромным. Поэтому заключение пишите лаконично, без воды. Например:

«Таким образом, доброта — это способность помогать окружающим, которая проявляется в наших поступках»

Обратите внимание на примеры сочинений 13.3 из демоверсии 2025 года.

Алгоритм написания сочинения

Подытожим все выше перечисленное и напишем план выполнения задания 13.3:

  1. Начните с первого примера из текста.
  2. Придумайте второй пример (из жизненного или читательского опыта).
  3. Поясните оба примера.
  4. На основе аргументов сформулируйте тезис.
  5. Завершите текст кратким выводом.

Эти шаги помогут Вам составить структурированное, логичное сочинение и получить заслуженные 7 баллов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *