Как приводить аргументы в итоговом сочинении правильно?
Итоговое сочинение – основная часть итоговой аттестации в 11 классе, которую из года в год проводят в декабре, из-за чего экзамен прозвали «декабрьским. Декабрьское сочинение — не просто очередной этап в школьной жизни учеников, хоть и нет в нём ничего сверхсложного и непонятного, данное испытание является допуском к экзаменационному периоду ЕГЭ, а также может сыграть важную роль в Вашем поступлении в высшее учебное заведение (с его помощью можно получить дополнительные баллы). В этой статье Многомудрый Литрекон Вам расскажет, как приводить аргументы в итоговом сочинении.
Шаг 1 – Выбор темы для сочинения
В первую очередь одиннадцатикласснику необходимо выбрать одну тему из представленного списка. Формулировки могут звучать по-разному. Но они всегда соответствуют одному из трех основных направлений, которые имеются в кодификаторе:
— Внутренний̆ мир человека и его личностные качества;
— Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом;
— Познание человеком самого себя;
— Свобода человека и ее ограничения.
— Семья, род, семейные ценности и традиции;
— Человек и общество;
— Родина, государство, гражданская позиция человека.
— Природа и человек;
— Наука и человек;
— Искусство и человек.
Важно не просто выбрать понравившуюся тему, а уже сразу к выбранной теме прикинуть несколько литературных аргументов (произведения, в которых могла подниматься данная тема, вопрос или проблема, конкретный литературный сюжет, сцена и т.д.). Если тема нравится, но примеры на ум не приходят, откажитесь от нее, ведь без аргументов сочинение не засчитают.
В декабрьском сочинении литературная аргументация играет важнейшую роль, именно поэтому при выборе темы необходимо отталкиваться именно от прочитанных и наиболее ясных для Вас произведений.
Как понять, что выбранный аргумент можно привести в итоговом сочинении? Все просто: задайте себе вопрос, определяющий тему эссе, и в качестве расширенного ответа перескажите себе вкратце пример (это может быть сцена, фрагмент, характеристика героя, любовная линия, описание конкретного события из жизни персонажа) и сделайте микро-вывод (то, что следует из этой жизненной ситуации).
Пример:
Может ли любовь изменить человека? Ответ: Может, ведь она вдохновляет личность на развитие и созидание. Именно этот процесс мы наблюдаем в произведении А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Если в начале произведения Петр Гринев проявляет инфантильность и слабость характера, то после знакомства с Марьей он взрослеет на глазах и превращается в ответственного и сильного духом мужчину. Об этом говорят такие эпизоды, как…
Это и есть тот ответ, который стоит сначала сформулировать в голове, а потом подробно описать на бумаге.
Шаг 2 – Анализ темы
После выбора темы проанализируйте ещё раз свою литературную аргументацию и убедитесь, что она полностью соответствует теме сочинения. Для простоты и ясности следует выбрать лишь тезис, который Вы будете доказывать. Например, в теме “Может ли любовь заставить человека страдать” нужно доказывать что-то одно: либо может, либо нет. Не стоит расплываться мыслью по древу и охватывать весь спектр мнений по этому вопросу, так легко запутаться и отойти от темы!
А далее приступайте к написанию основной части сочинения. Но как же убедиться, что верно подобрал аргумент? Как его оценить?
- Во-первых, подлинность сюжета, героев, сцены имеет большое значение, не нужно ничего выдумывать, если что-то не помните. Важно подобрать литературную иллюстрацию, в которой точно уверены, иначе аргумент не зачтут. “Отсебятина” не поможет сдать экзамен. Лучше написать банально, но точно.
- Во-вторых, нужен не пересказ, а анализ. Недостаточно просто припомнить случай из книги, важно дать ему оценку и обосновать его применение в контексте поставленной темы. К примеру, аргумент к теме «Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?» можно привести из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Вспомним, Константина Левина. Он решает написать целую книгу о правильном ведении сельского хозяйства. Герой долго готовится к поездке за границу, а точнее в Европу, старается узнать как можно больше полезной информации. То же самое происходит и в самом рабочем путешествии: Левин тщательно изучает полученный новый опыт и в конечном итоге издает собственную книгу о сельскохозяйственных делах. Герой основательно подошёл к делу, продумав всё до мелочей, а в конце пути получил желаемый результат. Обратите внимание: мы не просто рассказали о планах героя, но и прокомментировали его поведение, пояснив связь его опыта с темой эссе.
- В-третьих, не нужно добавлять то, что к делу не относится. Конечно, сложно при упоминании “Войны и мира” воздержаться от ненужных подробностей, не щегольнуть знанием материала, но объем сочинения не резиновый. Не стоит растягивать аргумент, набивая его фактами и деталями, которые не раскрывают тему.
А также не забывай соблюдать критерии оценивания: соответствие теме; привлечение литературного материала, логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность.
Шаг 3 – Выбор литературной базы
Конечно, проблемой в сдаче итогового сочинения является скудный литературный кругозор, ведь времени на прочтение больших романов совсем не остаётся. Но и из такой ситуации есть выход, ведь существует множество отличных небольших произведений, это могут быть и рассказы, и маленькие повести, и феерии, в которых поднимаются самые разные проблемы и темы. Такой литературный материал не занимает много времени на ознакомление, однако важно не только читать, но и делать хотя бы минимальный анализ, а также выписывать авторов и героев, так как их упоминание в тексте необходимо. Когда Вы будете искать подходящий пример, вспомните небольшие произведения, которые проще анализировать:
Обратите внимание на творчество А.П. Чехова, поскольку у писателя есть маленькие рассказы, повести, комедии и драмы, в которых можно проследить темы вышеупомянутых направлений. К примеру, возьмите рассказы «Студент» (темы, связанные с философскими размышлениями о жизни, гармонии с природой, с самоопределением в обществе), «Человек в футляре» (поднимаются темы, связанные с выбором жизненного пути, с местом человека в обществе, с влиянием человека на общество), «Смерть чиновника» (темы, связанные с личностью, с чувством собственного достоинства, самоуважения).
Не менее яркие примеры — рассказы А. И. Куприна «Куст Сирени» (темы, связанные с любовью и верностью, силой духа, отчаянием), «Чудесный доктор» (темы, связанные с милосердием, равнодушием, состраданием и добротой).
Можно вспомнить и рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка» (темы, связанные с человеком и искусством, влиянием искусства на человека и общество, нравственной деградации).
Кроме того, если Вы уже знакомы с романами, объем которых значительно больше, то можно не хвататься за новый материал, а освежить в памяти уже прочитанные произведения, особенно те, которые считаются универсальными и вполне могут подойти для любого направления. Это могут быть роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от Ума», а также роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир».
Собрать все знания в единую систему можно в конспектах и таблицах. Помогут и подборки аргументов от Многомудрого Литрекона.
Автор: Анастасия Лесникова