Краткое содержание повести «Всем выйти из кадра!» (Л.Л. Волкова)
«Всем выйти из кадра!» – увлекательная повесть Лилии Волковой, раскрывающая проблемы современных подростков. В центре всех событий (или кадра, если говорить языком произведения) Матвей, который считает, что он никому не нужен и что без него всем будет лучше. У него проблемы в взаимоотношениях с другом, проблемы в семье, проблемы в школе и даже на работе. Но так ли это? Или это подростковый максимализм? Ответ на этот вопросы можно найти в последней главе. Многомудрый Литрекон прочитал современную повесть, нашёл ответ на поставленные вопросы и для любимых читателей написал краткое содержание повести «Всем выйти из кадра!» с цитатами. Обязательно прочтите произведение в оригинале, ведь оно очень весёлое, да и каждый увидит себя в размышлениях главного героя, а там возвращайтесь за деталями и цитатами. Приятного просвещения!
Содержание:
Глава первая: «Хорёк»
Студия. В кадре появился Илья и стал интересоваться, почему в студии стоит такой неприятный запах. Выяснилось, что сегодня девушка приходила со смешным и пушистым хорьком. Это рассказал Матвей, доедавший картошку.
На слове «хорёк» в комнату зашла мама, Татьяна, и стала говорить всем известные вещи: «никаких хорьков в моём доме» и «вас троих хватает», поскольку всегда и во всём видит проблему.
«Хорёк – только через мой труп! Выбирайте – я или хорёк, только не забудьте, что он вряд ли будет жарить вам котлеты!»
Тут уже вошёл папа, Александр Палеев, и стал рассказывать про свой конструктор из детства, поскольку отцам характерно «брякать невпопад». А зачем тут этот конструктор? Потому что его папе купили в детстве вместо хомяка или рыбок. Потом папа стал думать: «зачем нам хорёк?». Этот папа был папой только для Матвея – Илью он усыновил, когда женился на маме.
А почему вообще они в студии? На самом деле они дома, на кухне. Матвей нашёл работу на телевидении, поэтому представлять кухню как студию стало для него хобби.
«…если поставить камеру вон в том углу, то будет видно окно, цветастую штору, а за ней – огромный столетник, у которого было собственное имя – Патриарх…»
«Чтоб это увидеть, надо чуть повернуть воображаемую камеру, но тут же вернуть обратно, направив видоискатель на Матвея, папу и Илью, сидящих за столом»
Жили они в трёхкомнатной квартире. В одной комнате родители, в другой Матвей. В третьей сначала был папин кабинет, но Илья выпросил её себе, ведь ему уже 25, поэтому куда-то надо водить девушку (которой, правда, у него на том момент не было – из-за отсутствия комнаты). Интересно было вот что: за год Илья в свою комнату так никого и не привёл.
И хорька в доме не было. Девушка с хорьком была в студии, где работает Матвей. После съёмок герой попросил зверька подержать на руках, а там и нёс его сам до выхода из здания. Так до квартиры добрался неприятный запах.
Да и работать Матвею родители разрешили только при условии, если он будет продолжать хорошо учиться и получать зачёты вовремя. Этот договор они ему постоянно напоминали, ведь
«Отвратная манера у этих взрослых: сделать что-нибудь хорошее, а потом всё время напоминать, попрекать и отравлять удовольствие»
У Матвея с первого сентября первого класса есть друг – Дмитрий Агеенко. Они всегда общались только вдвоём и всё-всё доверяли друг другу: настоящая мужская дружба. Историчка им даже общее прозвище дала:
«вы у нас Матвей и Дима. Ага. Значит, будете Мэтт Деймон!»
Только теперь Мэтт тут, а Деймон эмигрировал с родителями в Канаду. Последние готовились к этому семь лет, водили сына к репетиторам по английскому и французскому языкам, а на летних каникулах сообщили остальным о переезде…уже через пару месяцев. Деймон вообще был не рад, поскольку его желание (вернее – нежелание) никто не спрашивал:
«…жить и быть счастливым ему нужно сейчас, а не через пять-десять-двадцать лет; что родители относятся к нему, как к рабу или чемодану – захотели увезти, взяли под мышку и увезли»
После переезда прошло три с половиной месяца. Деймон редко заходил в «ВКонтакте», а на сообщения и вовсе не отвечал, что сильно расстраивало Матвея. Он даже стал думать, что друг про него забыл.
Глава вторая: «Чай»
Другой день. Илья ещё не приходил. Матвей был уставшим из-за поздно закончившейся съёмки. На ужин были разваренные сосиски и не менее разваренный рис. Вообще еда только в «Интернете» и в телевизоре выглядит красиво, поскольку ненастоящая там.
На студии Матвей занимал должность помощника администратора, поэтому был постоянно на побегушках и знал всё происходящее. Сегодня к ним на программу приходил человек, который способен выпить семь кружек чая подряд, то есть где-то два литра жидкости. И не лопнул ведь! Было это в процессе съёмки программы. Сам человек – известный тучный актёр, играющий бандитов.
Мама сразу стала его воспитывать, поэтому Матвей не захотел продолжать диалог и отправился в свою комнату.
Дима так и не написал ему. Летом же они говорили по двадцать раз на дню, а как учёба – всё, уже не до друга. Матвей даже устал расстраиваться. В школе сразу все заметили его похоронное лицо в силу отсутствия друга, особенно та историчка, которая вернулась из декретного отпуска.
«…некого тихонько пихнуть ногой, если стоящий у доски ляпнул глупость. Что не с кем сверить ответ уравнения. Что никто посреди урока не сунет ему в руку шоколадную ириску»
Пацаны и Серёга Ячный – хлипкий одноклассник, который был больше похож на двенадцатилетнего – сразу стали смеяться и дразнить Матвея, поскольку заметили скупую слезу из-за отсутствия Димона. Ячный даже хотел подраться, другие мальчишки уговаривали их. Разняла толпу Ольга – одноклассница с розовыми волосами.
С того дня, то есть первого, Матвей в школе не появлялся три недели. По утрам он делал вид, что ведёт активность и готовится к новому дню, а когда оставался один, то ложился спать. Спустя эти три недели классная руководительница заметила отсутствие Палеева и позвонила его матери.
В тот вечер начался всем знакомый разговор в три этапа: «всё тайное становится явным и мы всё знаем», «да как ты мог, мы для тебя стараемся» и «мы готовы тебя простить, если ты пообещаешь, что больше так не будешь». Разговор вели папа, мама и Илья. Матвею было всё равно.
Разговор продолжился уже без него. В итоге Матвея решили перевести в соседнюю школу с домашним обучением, а там и разрешить работать – какая-никакая смена обстановки и деятельности.
Глава третья: «Барабан»
Небольшой барабан причудливой формы прыгал по полу чуть ли не как живой, катаясь из стороны в сторону. Хозяин его только наблюдал, так что ловить инструмент пришлось Матвею. Для этого он чуть не сшиб одного из людей на студии, имя которого вертелось на языке, но, конечно же, в итоге поймал убегающий барабан и вернул хозяину – Эндрю, перкуссионисту.
Группа перкуссионистов сейчас была в центре внимания камер, так как шёл концерт ансамбля барабанов. Уже упомянутый Эндрю играл сразу на шести. В конце смены, пока шла уборка, Матвей стал думать:
«Интересно, сколько нужно тренироваться, чтоб научиться извлекать такие звуки [барабаны то шептали, то бормотали, то тревожно ухали, то ревели подобно дикому зверю] из пустоты, заключённой внутри сосуда из дерева и кожи?»
И расстроился, что в детстве его не взяли в музыкальную школу из-за отсутствия музыкального слуха. В целом он и сейчас без усилий мог бы повторить ту мелодию, что наигрывал Эндрю, поэтому стал экспериментировать на стульях.
Его услышала Дина, оператор, женщина двадцати шести лет, больше похожая на старшеклассницу, и похвалила, добавив, что сама весь концерт отбивала ритм ногой. Она всегда могла поддержать. После разговоров с ней Матвей чувствовал себя старше и увереннее, будто действительно повзрослел в моменте. Дина была смелой, уверенной в себе, весёлой… была похожа на Димона, из-за чего Матвей даже стал подумывать, что это знак судьбы, хоть и не верил в эту чушь. О работе она могла говорить долго и интересно; рассказывала разные подробности, например, что ведущим нельзя заходить за метки, иначе «вывалятся из кадра», или что каждая из камер студии снимает разные планы, а режиссёр потом их переключает.
Была и другая дама на студии – Оксана, ведущая, которая очень Матвею не нравилась, строила из себя незнамо что и пыталась называть его «Мотей» (а он позволял так делать только семье и Димону). Её соведущий, Юра, намного приятнее – отличный парень.
Кем вообще хотел стать Матвей? Ведущим? Нет. Редактором? Нет, это точно не для него, ведь нужно дело «по душе» – как говорит папа. Режиссёр? Матвею нравились режиссёрские фразы, особенно одна, ведь в ней что-то магическое:
«Всем выйти из кадра!»
Будто режиссёр – это властелин мира, который показывает тебя или скрывает от всех навсегда. Но в целом он ничего не делает руками и сидит в сторонке, поэтому хотелось что-то поживее. Например, Дина захотела стать оператором, отучилась, а затем ей помог дядя, ведь без знакомств или опыта тут никак. Сам Матвей тоже сюда попал по знакомству: тут работает знакомый Ильи, которого лучше не знать. Но, так как за Матвея поручились, работать стоило идеально:
«если ты облажаешься, то подведёшь не только меня, но и других людей, которые дают тебе шанс»
И Матвей действительно старался, «косяков» не было. Учёба, правда, не давалась совсем. Так что с профессией? На девяносто процентов было решено стать оператором, а для этого нужно быть сильным. Так Матвей решил заняться спортом. К тому же Илья вечно говорит:
«Ты же рыхлый, как пуховая перина, а я – упругий, как ортопедический матрац!»
И в этот день, названный «днём барабанов», Матвей, будучи максимально решительным, понял, что возьмёт себя в руки во всем и будет стараться, как никогда. И простился с Димоном:
«Я тебе не нужен – и ты мне, значит, тоже. Выйди из кадра, Димон. Выйди»
Глава четвёртая: «Коза»
Никто не возлагает на козу больших надежд, ведь вся её жизнь – это есть, спать и гулять, а думать о будущем ей точно не нужно.
«Коза живёт сегодняшним днём»
А от детей вечно что-то ждут, при этом у каждого свои надежды.
«И все требуют, чтоб ты был хорошим – только под «хорошим» каждый понимает своё»
Сегодня в студию приехала какая-то женщина с козой Люсенькой, на которую повязали красный бант. Рогатая всех боялась, таращилась на людей…Еле-еле её привели в помещение, где она внезапно справила нужду на ногу охранника. Ещё одна лужа появилась уже в гримёрной. Наконец начался эфир. Люсенька была великолепна:
«мекала по команде, считала до десяти (выбирала табличку с нужной цифрой), определяла цвета, брала из рук ведущих морковку и хрумкала ею, смешно двигая нижней челюстью»
После эфира над способностями козы хихикала вся студия, а уборщица ворчала:
«В следующий раз вы придумаете слона притащить, и если он справит тут нужду, то мы утонем»
В тот день Матвей очень устал, а там и простыл, поскольку ждал гостей на улице без куртки. Ещё и к Дине в который раз пришёл какой-то мачо Магнето, о котором Матвей ничего не знал и не спрашивал, так как неприлично. Только заметил, что после разговоров с Магнето у Дины портится настроение. Оператор Павел сказал, что этот Магнето – новый шеф, Игорь Владимирович, начальник операторского цеха, который к Дине пристал как банный лист. Естественно, этот Магнето не понравился Матвею.
О своей болезни Матвей решил не говорить на работе, поскольку кому нужен такой работник, и маме, так как она сразу отправит на больничный. Было решено болеть тайно, а с медикаментами и прочим могла помочь именно Дина – у неё мама работает доктором, поэтому приучила носить с собой лекарства на все случаи жизни:
«А теперь весь этаж в курсе, кто тут «доктор Айболит, всех излечит-исцелит»»
Дина была возмущена из-за такой идеи, дала лекарства, написала на бумажке, что и как принимать, а затем уговорила подождать до утра: если станет хуже, то пойти на больничный.
Тут же появился этот Магнето и вновь испортил Дине настроение; возмутился из-за «постороннего» Матвея… А Дина попросила героя не влезать в их взаимоотношения. Матвей отправился домой – грустный, пешком. Почувствовав себя плохо, он сел на лавку. Там его нашла бывшая одноклассница Ольга и стала помогать, ведь Матвей выглядел неважно.
«Я давно хотела тебе сказать: очень жалко, что ты ушёл из класса. Нормальных людей там почти не осталось»
Ольга его проводила, уговорила на встречу, оставила свой номер. Они попрощались. Дома мама не заметила плохое самочувствие сына.
Глава пятая: «Соль и сахар»
Готовить Матвей мог только самое элементарное, ведь мама всегда всех кормила. В семье Димона всё было иначе: папа максимум мог собрать бутерброд, мама покупала только замороженные котлеты и блины…Так что готовить Димону приходилось самостоятельно, а там и немного завидовать другу.
После одного из экспериментов мама попросила Матвея не трогать кухню и продукты, так что отрываться приходилось с другом у них, например, жарить картошку фри, смешав горячее масло и воду…
Раз в неделю или две на студию для программы приходил повар Валентин и готовил странные блюда: селёдка с вареньем, слива в сухарях и прочее. И даже во время процесса не пробовал свою еду, ведь:
«У обычного человека пять чувств – вкус, слух, зрение, осязание и обоняние, но у некоторых поваров есть и шестое – кулинарие!»
Матвей недолюбливал Валентина, поскольку при наличии его в студии работы появлялось ещё больше, а при болезни с температурой нелюбовь возрастала до ненависти. Герой еле-еле ходил по студии, не мог сосредоточиться и найти нужные вещи; в моменте даже уснул, но этого никто не заметил: случилась какая-то проблема.
Оксана стояла посреди студии, ругалась, жадно пила воду, а там и заплакала. Выяснилось, что Валентин в этот раз варил компот из ревеня и готовил миниатюрные котлетки:
«масюпусенькие, на один кус; не котлеты, а недоразумение»
Компот он подсластил несколько раз, фарш – посолил. Первой попробовала блюда Оксана. На Валентина в кадре она смотрела странно, но ничего необычного на её лице не читалось – профессионал! Однако после фразы «Стоп мотор!» и началась та сцена с плачем. Кто-то поменял надписи на банках, поэтому компот «подсластил» он солью, а «посолил» котлеты – сахаром.
Матвей весь день думал, как же Валентин мог не заметить подмену на ощупь, да и кто решил поменять содержимое банок? Так Матвей, будучи сильно больным, решил начать расследование: узнать, кто был в студии и гримёрке в момент, когда Матвей искал банки, а также составить график, показывающий, кто и как перемещался между помещениями.
«Но какой он [Валентин] профессионал, если по виду не отличает соль от сахара? Это даже Матвей смог бы»
«Кому надо было устраивать такую подлянку Оксане? Она, конечно, не самый приятный человек: то придирается, то капризничает, иногда угрожает пожаловаться начальству, но устроить такое – это жесть»
Матвей подошёл к Дине и Оксане. Перед первой он извинился за вчерашнее, перед второй – за то, что не проверил банки перед съёмкой. Оксана, улыбаясь, ответила, что просто сорвалась, а так было весело: есть сладкие котлетки – о, высокая кухня! И запивать это солёным компотом. Коллеги посмеялись, а затем Оксана подвезла всех до метро.
Уже дома Матвею пришла sms-ка от Ольги. А мама заметила, что сын заболел.
Глава шестая: «Арбалет»
Всё в доме сразу завертелось вокруг больного Матвея: мама окружила заботой только его.
«Он чувствовал себя любимым и совсем маленьким, и ему было хорошо и немного стыдно»
Она, прочитав записку от Дины, где шла речь про лекарства, поняла, что заболел сын ещё вчера, а там и таблетки принимал от этой Дины, которая, конечно же, не могла распоряжаться чужим ребёнком. Матвей считал иначе, что и сказал матери.
На следующий день пришёл врач. Он осмотрел Матвея, удивился горе медикаментов и сообщил, что у него простая вирусная инфекция, а там пригласил на приём через пять дней.
Больничный лист Иван Сергеевич – врач – открыл, конечно. Но после его посещения Матвею позвонил Лёша и попросил прибывать на работу пораньше. Герой не мог отказать – приедут важные гости. Маме он сообщил, что всё хорошо, врач пришёл, теперь же будет спать – чтоб не звонила. И отправился работать. Заодно в метро наконец ответил Ольге, которая зачем-то стала с ним общаться – жалеет, что ли, после тех разборок в школе?
«А ему эта жалость нужна, как собаке пятая нога, а хипстеру лапти. Всё у него нормально!»
Кто были те гости на студии? Двадцать молодых дизайнеров – надежда российской моды. Правда ни Дина, ни Матвей не оценили показанные наряды, поскольку те были ужасны. Исключением были только худи одной девушки:
«Матвей выбрал (теоретически, конечно) ту, по которой гуляли два белых динозавра, причем половина каждого из них находилась на спине, а вторая половина – на животе. Из-за этого казалось, что динозавры бегают друг за другом. А Дина сказала, что хочет толстовку с разноцветными кошками и собаками. На принте они располагались так близко, что не сразу можно было понять, где заканчивается один зверь и начинается другой»
Дина даже договорилась на экземпляр для себя. Матвея вновь бросило в жар. Дина его подбодрила, сказав, что следующей гостьей будет девушка с арбалетом. И даже пострелять разрешат! К ним пришёл Лёша и позвал на поиски мишени. Ею стал фанерный щит.
Наконец прибыла Ирина – та самая арбалетчица. Матвей хотел задать несколько вопросов, которые касаются арбалета, но не успел – режиссёр объявил фирменное:
«Выйти из кадра!»
Ирина для передачи рассказала всё-всё об арбалете: от истории существования до устройства и видов. Оксана предложила поставить яблоко на голову её соведущего Юры и стрельнуть – как в легенде. Но Разрешено было стрелять только по заготовленной мишени.
После выстрела всем разрешили уйти. Администратор и помощник наводили порядок. Матвей терпел боль и температуру, понимая, что скоро вернётся в постель. Неожиданно подошла Ирина и предложила Матвею попробовать выстрелить самому – хотел ведь.
«Время было. Не было сил. И желаний – тоже. Но он зачем-то пошёл в сторону Ирины и встал рядом с ней у стола, на котором лежал арбалет»
В то же время Дина ругалась с Магнето, дала ему пощёчину. Тут произошёл выстрел.
Глава седьмая: «Дождь»
Кто-то крикнул: «Матвей!», но герой не смог определить, кто это был. Он убежал. Решил идти через парк, хотя мог поехать домой на метро. Шёл дождь, из-за чего Матвей промок и замёрз. Он сел на лавку, держал себя за колени и трясся, желая провалиться под землю.
Матвей разочаровался в жизни: лучший друг про него забыл, эта Ольга потом тоже забудет, домой прийти не может, с работы после произошедшего его точно уволят, Дину, значит, потеряет, а если вдруг он попал в этого Магнето из арбалета…представить страшно.
Уже в метро толпа его вытащила из вагона. Матвей сел на скамью и уснул. Растолкала его уже работница метро – дежурная по станции, предположив, что он пьяный. Пришлось выйти на улицу, а там уже ливень.
«Сворачивал он, куда придётся, и не сразу сообразил, что уже давно кружит возле собственного дома – почти не приближаясь, но и не уходя далеко»
Рядом располагалось старое заброшенное здание, в котором давно была голубятня некого Владлена, который хвалился, что его имя – производное от «Владимир Ленин». Матвей решил пробраться внутрь. Там он неожиданно нашёл кота, объявление о пропаже которого заметил вчера на двери подъезда. Так Матвей взял котика и отправился к хозяину. Почти что ночью их, конечно же, никто не ждал, но дверь открыли – кота ведь нашли.
Матвей вручил кота, почти вышел из подъезда, но тут его догнала девочка и сказала, что это не их кот – полосок на хвосте не хватает, а затем протянула шерстяного Матвею. Он же сказал:
«Был не ваш, а теперь может стать вашим. Он же должен быть чьим-нибудь, правда? Все должны быть чьими-то. Понимаешь?»
Так котик обрёл дом. А Матвей сел на скамейку возле подъезда. В его квартире свет не горел – это было прекрасно видно. Матвей стал вспоминать, что же случилось на студии.
«Матвей застонал и обхватил голову руками. Он не помнит, не помнит ни черта!»
И вот окно на его кухне засветилось. Там появился силуэт мамы, затем Ильи, а после и папы.
«Они втроём заняли всё окно, весь светящийся прямоугольник, похожий на кадр в мониторе телекамеры. И кадр этот был красивым, точно таким, каким бы его сделала Дина. А по размеру – ровно на троих, точнее, на четверых, вместе с Патриархом. Пятый туда не поместится, он просто лишний»
Матвей решил, что всё плохое в жизни из-за того, что он трус, поэтому он решил в последний раз глянуть на свою семью, а там уйти куда-нибудь навсегда. Тут мама выглянула в окно и крикнула: «Матвей!»
Глава восьмая: «Телефон в рюкзаке, или всем спасибо, все свободны!»
Матвею пришло несколько sms за это время.
Во-первых, ему написала Дина. Девушка сообщила, что Вильгельм Телль (швейцарский народный стрелок, известный своим мастерским владением арбалета – прим. ред) из Матвея так себе, так что он ни в кого не попал; что за случившееся Матвею ничего не будет, так как работники встали на его сторону («Ничего не видели, ничего не знают. Не было ничего – и всё тут»), а Магнето написал заявление на увольнение. В конце она поблагодарила друга, ведь её так никто и никогда не защищал, и попросила всё же посидеть на больничном.
Во-вторых, ему написал Илья. Он был удивлён, поскольку не замечал, что его брат уже вырос: устроил на работе соревнование по стрельбе! Ему обо всём сообщил Богдан – тот самый знакомый. Вся студия хвалит Матвея за этот поступок, ведь «напугал до зелёных соплей» этого бесячего Магнето.
С Диной Илья тоже познакомился – прекрасная девушка, ради который действительно можно совершить подобное. Лишь бы мама не узнала! Но Матвей сам ей обо всём расскажет.
Илья и узнал, что же произошло в школе в начале сентября. Пообещал, что разберётся с обидчиками – если будет нужно. А вообще они всей семьёй ждут Матвея дома.
В-третьих, написала мама. Она искала сына по всей квартире и даже под кроватью. Илья ей кратко объяснил произошедшее, но она ничего не поняла. Напомнила, что Матвея все ждут.
В-четвёртых, написал папа:
«Матвей, мы тебя ждём. Папа»
В-пятых, написала Ольга. Она сообщила, что ей звонил Александр Палеев (отец героя) и спрашивал про школу и события там. Ольга всё и рассказала ему. В конце напомнила Матвею про встречу где-нибудь, например, в кино.
И главное. Ему написал Деймон.
«Мэтт, это я! У меня мало времени, писать некогда, только наговорить успеваю. В общем, я пытался сбежать»
Он стащил кредитку у отца и купил себе билет на самолёт. Вместо школы поехал в аэропорт, а там его поймала мама одноклассника. Родители его, конечно же, наказали и всё отобрали. Теперь он временно учится дома и живёт под надзором мамы.
Пообещал вскоре ещё написать.
Автор: Анастасия Александрова