Краткое содержание цикла «Леля и Минька» (М. Зощенко)

Цикл рассказов «Леля и Минька» — настоящее сокровище для читателей всех возрастов. Михаил Зощенко создал поистине удивительную книгу для детей, которая поможет им разобраться в жизни. Но не только детям, даже взрослым все эти произведения будут очень полезны. Можно долго перечислять, чему учит автор в своих рассказах. Здесь и целая история, посвященная лжи и последствиям, к которым она ведет. И необходимость подходить даже к детским мечтам с должной ответственностью. Автор не обходит стороной темы дружбы, чести, честности и многие другие. Но можно ли отыскать единую мораль для всех произведений? Конечно. Маленьким людям, то есть детям, необходимо помогать, направлять их. Рассказывать, как поступать правильно, объяснять почему. Дети учатся жить. И каждый ребенок нуждается в опоре, защите, поддержке со стороны старшего наставника, будь то родители, бабушки, учителя. Здесь Вы найдете краткий пересказ цикла «Леля и Минька». Даже в сокращении эта книга поучительна. Приятного просвещения!

Главы I — III

В первом рассказе сборника («Не надо врать») семилетний Минька отправляется в гимназию. Мальчик впервые в подобном заведении и ему страшно. Ситуацию усугубляют одноклассники, которые подшучивают над мальчиком, из-за чего тот не может сконцентрироваться на уроке. Минька не слышит домашнего задания и на следующий день получает единицу за невыполнение. Миньку снова одолевает страх. У него именины через неделю, и отец по такому случаю обещал подарить ему новенький фотоаппарат. Но эта единица может все испортить. Минька пытается помочь сестра Леля. Девочка предлагает склеить страницы дневника, но мальчик не решается на такой обман. В итоге дневник он теряет. Учитель выдает ему новый, с такой же единицей. Минька злится и прячет дневник, якобы снова теряет. Тогда учитель выдает ему третий дневник.. Мальчик совсем отчаивается и принимает предложение сестры. Склеивает страницы, и отец не видит единицы. Но тут приходит женщина с первым потерянным дневником. Отец мальчика расстроен. Но мужчина не ругает сына, что врать нехорошо, и любая ложь обязательно будет раскрыта. Тогда Минька рассказывает про второй дневник. Отец ребят радуется смелости и честности сына, обещает подарить ему фотоаппарат, несмотря на единицу. Леля решает рассказать и про свою двойку, но ее наказывают. В финале рассказа домой к Митьке приходит недовольный учитель и называет Миньку вруном. Отец встает на защиту сына, рассказывает о его признании. Учитель извиняется, а Минька решает больше никогда не врать.

Минька и Леля, как и все дети, безумно любили мороженое. Этому даже посвящена целая история под названием «Галоши и мороженое». А дело было вот как. Мама ребят не разрешала им есть мороженое часто, потому что опасалась, как бы они ни заболели. Однажды Леля нашла в кустах рваную галошу, которую кто-то выбросил. Мимо проходил тряпичник и предложил за галошу две копейки. На эти деньги брат с сестрой смогли купить себе по шарику земляничного мороженого. Конечно, им было мало. Но рваных галош поблизости не было. Леля не растерялась: дома галош было много. Девочка вынесла одну новенькую галошу. Ребята дождались тряпичника. Он предложил им за нее пятак, но добавил, что цена была бы выше, будь не одна галоша, а пара. Минька побежал домой и принес другую галошу. Только тряпичник цену сбил до четырех копеек. Потому что одна галоша была дамская, а другая мужская. Тут ребят окликнула мама, и тряпичник из-за пустых разговоров заплатил детям только три копейки. Ребята поспешили домой. Оказалось, что они продали по галоше друзей родителей. Ольга и Николай искали свою обувь, а Леля и Минька боялись признаться. Леля даже попыталась соврать. Но их отец все сразу понял. Он сказал, что продаст игрушки детей, а на вырученные деньги купит друзьям новые галоши. Дети не выдержали, расплакались и во всем сознались. Их наказали. На два года их лишили мороженого. И даже спустя много лет Михаил Зощенко не мог есть мороженое спокойно. Все переживал, не обидел ли он кого, не обманул ли.

Добрые дела всегда должны исходить от чистого сердца. Этот урок Минька запомнил, когда был маленьким мальчиком. В рассказе «Бабушкин подарок» М. Зощенко знакомит читателей с бабушкой Лели и Миньки. Это странная женщина. Она боготворит внука и во всем потакает ему, а внучку сильно недолюбливает. Даже свои подарки бабушка распределяет несправедливо. Минька всегда мог сам выбирать и забирал лучшее. Леле доставалось то, что оставалось. Долго так продолжаться не могло. Однажды бабушка подарила деньги только Миньке, потому что Леля спросила, не принесла ли бабушка чего-нибудь для них, кроме пирожных. Лелю такое положение вещей сильно расстроило. Она стукнула брата по руке. Минька рассыпал монетки и разревелся. Тут же прибежали взрослые. Бабушка ругала Лелю и жалела несчастного Митеньку. Отец ребят был недоволен поведением сына. Сначала он подметил, что хороший мальчик обязательно поделился бы с сестрой, которой ничего не дали. А когда Минька похвастался, что дал Леле монетку, мужчина добавил: хорошие дела делают просто так, а не ради похвалы или личной выгоды. Минька снова поделился деньгами с сестрой, но говорить об этом никому не стал. Он запомнил урок. Жаль Лелю. Девочка была так сильно обижена и расстроена из-за неоправданной жестокости к ней со стороны бабушки, что купила мороженое, переела, и потом у нее болел живот.

Главы IV — V

Когда автор писал рассказы, вспомнил об одном происшествии тридцатилетней давности. Тогда он был маленьким Минькой и часто болел. Родители всегда его ласкали, покупали игрушки и сладости. Леле было завидно. Девочка обладала крепким здоровьем и болела редко. Даже ангину подхватить не могла. А ей очень хотелось заболеть, чтобы и вокруг нее так же бегали. И вот однажды родители ребят ушли в театр. Леля и Минька играли в бильярд. Вдруг Леля схватилась за живот и призналась, что случайно проглотила маленький бильярдный шарик. Девочке стало плохо, она легла на диван. Минька сильно испугался. К счастью, вернулись родители. Они тоже испугались, начали целовать Лелю. Отец уже собрался за врачом, как у Лели из кармана выпал шарик. Конечно же, она его не глотала, а просто притворялась. Раскрыв обман, отец и мать девочки здорово рассердились. Отец даже заявил, что Леля в ближайший год никаких подарков от него не получит. И вот прошло тридцать лет. Михаил Зощенко вспомнил тот случай. Он догадывался, почему сестра так поступила тогда. Но все же пожелал узнать точно. Писатель отправился в Симферополь. У Лели уже были свои дети и супруг. Михаил напомнил ей историю с бильярдным шариком и спросил причину поступка. 

А маленькой Леле тогда просто не хватало внимания. Не игрушек, а именно родительской любви. Минька был красивым мальчиком, хорошим и любимым сыном. Леля же была страшненькая и нескладная. И таким странным способом она хотела лишь добиться их расположения. Зощенко, услышав это, крепко обнял сестру, дал ей денег, сказал, что безумно любит ее. Леля расплакалась. Своих племянников и супруга сестры автор тоже порадовал подарками и деньгами. Зощенко пришел к выводу, что каждый человек заслуживает внимания, ласки, понимания и доброты. Нужно давать им это. Тогда все будут счастливы. Эту историю он включил в свой цикл и назвал ее «Тридцать лет спустя».

Следующий рассказ в цикле заставит задуматься юных читателей на многие темы. Рассказ называется «Находка». Маленькие Леля и Минька любили шалить. Однажды ребята взяли красивую коробку от конфет, посадили туда лягушку и паука. Коробку дополнительно запаковали и оставили на улице. Сами дети притаились. Они ждали. Скоро на улице показался прохожий. Увидев коробку, он очень обрадовался своей находке. Поднял, открыл. Из коробки выпрыгнула лягушка. Услышав детский хохот, прохожий рассердился. Он перемахнул через забор, нагнал споткнувшегося Миньку. Оттаскал мальчика за ухо и безнаказанно ушел. Миньке было больно, он заплакал. Выбежали родители ребят. Их мама хотела нагнать негодяя, но ее остановил отец. Он был недоволен поведением детей и попытался их наругать. Но мать защитила Лелю и Миньку. Ничего дурного в их шалости она не видела. А отец не смог на это ничего ответить. Только сказал, что однажды дети вырастут и сами все поймут.

Прошли годы. Минька вырос в восемнадцатилетнего Михаила. Он собирался отправиться работать на Кавказ. Перед этим молодому человеку нужно было заехать в ростовскую канцелярию за деньгами. Но все было против него. Поезд опоздал, канцелярия закрылась. Михаил был вынужден ждать два дня. Денег не было, настроения тоже. Юноша бездумно бродил по городу, как вдруг увидел на дороге пузатый кошелек. Автор обрадовался. Но кошелек поднять не вышло: он был привязан за веревочку, и как только Михаил подходил к нему, детишки в кустах подтягивали кошелек к себе. Когда Михаил услышал детский смех, он здорово разозлился. Уже хотел проучить шутников, как вдруг замер на месте. Он резко вспомнил маленького себя и свою сестру. Как они так же подшутили над прохожим. Детская невинная шалость, не более. Михаил густо покраснел от стыда. Он не стал ругать детишек, а тихонько пошел дальше своей дорогой. Потом юноша провел две ночи в поле, на оставшиеся копейки ел хлеб. Наконец, канцелярия открылась. Михаил получил деньги и отправился на Кавказ.

Главы VI — VIII

В следующем рассказе «Елка» автор снова вспоминает случай из детства, сравнивая настоящее и прошлое. Миньке было пять, Леле – семь. Брат и сестра с нетерпением ждали Елку. Скоро должны были прийти гости. А пока ребята решили подкрепиться. В те времена елку украшали не только обыкновенными игрушками, но так же яблоками и сладкими пастилками. Леля была довольно высокой девочкой и легко дотягивалась до пастилок, поедая одну за другой. А Минька был маленький и надкусывал единственное яблоко, до которого мог дотянуться. В итоге мальчик случайно уронил стул на один из подарков. Пришли гости. Мама Миньки и Лели зажгла свечи на елке и принялась раздавать подарки. Надкусанное яблоко не осталось незамеченным. А когда выяснилось, что это Минька его покусал, обещанный ему паровозик подарили четырехлетнему мальчику. Миньке это не понравилось. Он ударил мальчика. Что тут началось! Гостям такое представление не понравилось. Мама Лели и Миньки встала на защиту своих детей. Гости обиделись и ушли. Наконец голос подал отец Лели и Миньки. Он был разочарован поведением своих детей. Он сказал, что они останутся в одиночестве, если будут так себя вести: грубить гостям, выгонять их. Отец задул свечи на елке. Праздника не было. Подарки, предназначенные Леле и Миньке, на следующий день подарили другим ребятишкам. Эту елку Михаил Зощенко запомнил хорошо. Ему было очень стыдно, и он больше никогда не обижал тех, кто слабее его.

По сравнению с последними рассказами, рассказ «Великие путешественники» довольно легкий и забавный. В нем Леля, Минька, их друг Степка и собака Тузик собираются в кругосветное путешествие. Возглавляет «экспедицию» Степка. В компании он самый умный. Знает, что Земля круглая, сколько денег понадобится в дороге, как не сбиться с пути. Правда, в своих знаниях уверен только Степка. Читатели же сразу поймут, что мальчик сильно заблуждается. Ведь он уверен, трех рублей достаточно, ведь все, что они будут покупать – семечки и конфеты. Определение направления по вытянутым ногам на привале и ночью тоже доверия не вызывает. Однако Лиля и Минька товарищу верят. Ребята собирают мешок, куда складывают все, что попадается под руку. И отправляются в путь. К счастью, путешествие длится недолго. Сладостное предвкушение новых открытий Лели и Миньки быстро сменяется разочарованием и желанием вернуться домой. Ребята устают, а Миньку на привале кусает оса. Ночью, когда Степка засыпает, Леля предлагает развернуть спящего товарища в обратную сторону. Брат с сестрой так и поступают. Утром компания снова «путешествует». Степка, подмечая знакомые места, уверяет, что на Земле все одинаковое. Он и не догадывается, как подло поступили с ним товарищи. Даже родную деревню «предводитель» сперва принимает за чужую, просто слишком похожую. Леля и Минька рады оказаться дома. Их даже не ругали. Только сказали, что великие путешественники долго и упорно учились. А Степку наказала мама, заперев в бане. Но на следующий день друзья снова играли вместе, как ни в чем не бывало.

Последний рассказ цикла под названием «Золотые слова» весьма поучительный. В нем автор дает понять, что приказы не всегда должны быть выполнены беспрекословно. Маленькие Леля и Минька обожали ужинать с взрослыми. Но за общим столом дети совершенно не умели себя вести. Они часто перебивали говорящих, комментировали их истории. Это очень не понравилось начальнику отца ребят, когда тот был у них в гостях. Лелю и Миньку наказали и больше не пускали за общий стол. Наказание отменили спустя несколько месяцев. Дети снова могли ужинать с гостями, но при условии, что они будут молчать. Леля и Минька исправно держали «язык за зубами». Вот только наказ отца ребята восприняли слишком буквально. А потому продолжали молчать, даже когда масло, которое Минька грел над кружкой соседа, упало в чай. Начальнику отца чай со странным вкусом откровенно не понравился. Он даже испугался, что его пытаются отравить. Детям, наконец, разрешили говорить и они все объяснили. Ругать их не стали. Их отец лишь сообщил им, что в некоторых случаях необходимо нарушать приказ, чтобы как минимум избежать неприятных ситуаций.

Автор: Елизавета Гориславец

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *