Краткое содержание статьи «Базаров» (Д. Писарев)
Третий великий русский критик-шестидесятник, Дмитрий Писарев, написал много критических статей: «Реалисты», «Пушкин и Белинский», «Мотивы русской драмы» и, конечно же, «Базаров». Именно о последней сегодня и пойдёт речь. В статье «Базаров» автор рассмотрел главного нигилиста русской литературы со всех сторон, подметил все детали и высказал личное мнение. Многомудрый Литрекон прочитал критическую работу Писарева и подготовил для любимых читателей краткое содержание статьи «Базаров», что поможет каждому для уроков литературы в 10 классе и написания экзаменов. Приятного просвещения!
Содержание:
- 1 Часть I Вступление
- 2 Часть II Анализ личности Базарова
- 3 Часть III Болезнь века, Базаровщина и отношение к этому Тургенева
- 4 Часть IV Базаров и литературные предшественники
- 5 Часть V Анализ романа от Дмитрия Писарева
- 6 Часть VI Базаров и семья
- 7 Часть VII Остальные прогрессисты в романе
- 8 Часть VIII Базаров и Одинцова
- 9 Часть IX Базаров и три обстоятельства
- 10 Часть X Смерть Базарова как интересный элемент романа
- 11 Часть XI Отношение Тургенева к Базарову
Часть I Вступление
«Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях»
Роман И.С. Тургенева не имеет стандартной композиции и не отличается занимательностью, но при этом все описанные явления близки молодежи.
Тургенев важен для понимания конфликта поколений, его искренность позволяет видеть его чувства без анализа. Его мнения, чистые и честные, не изменят взгляд на молодёжь, но дадут характеристику для понимания: почему старшее поколение не понимает младшее.
Часть II Анализ личности Базарова
Летом 1859 года в деревню приезжает Аркадий Кирсанов со своим другом Евгением Базаровым, чьи взгляды оказывают на него огромное влияние. Базаров, умный и волевой, является ключевой фигурой романа и типичным представителем молодого поколения. Выходец из небогатой семьи, он своим трудом и упорством достиг многого, став эмпириком, доверяющим лишь проверенному на опыте. Он отрицает идеалы и романтику, считая их бессмысленными, но при этом отличается честностью и трудолюбием. Возникает закономерный вопрос: что не позволяет ему быть подлецом? Не фальшивит ли он? И Дмитрий Писарев стремится дать ответы на эти вопросы и развеять сомнения, движимый чувством справедливости.
Базаров искренен, хоть и может вызывать негодование. Он честен по расчету, понимая выгоду честного труда; не стремится к чинам, а работает ради процесса, уверенный в своей ценности. Евгений очень самолюбив, но это не заметно, так как он равнодушен к мнению других. Его «сатанинская гордость» требует вечной деятельности, но он не верит в бессмертие, поэтому не видит смысла в помощи обычным мужикам. Базаров действует, как хочет, руководствуясь личной прихотью и расчетом. Он не признаёт нравственных законов или принципов, не имея высокой цели. Его называют безнравственным злодеем, но это не остановит распространения «базаровщины», которая является болезнью времени, и ее придётся пережить.
Часть III Болезнь века, Базаровщина и отношение к этому Тургенева
Базаров, будучи человеком проницательным и поражённым «болезнью века», подчиняет себе окружающих силой своего интеллекта и ясностью суждений, демонстрируя при этом превосходство. Он самодостаточен, ни от кого не зависит, не испытывает страха и не стесняет себя какими-либо условностями. Его цинизм выражается в ироничном отношении к чувствам и в грубоватости манер, которая объясняется его происхождением и образом жизни. Относиться к нему с восхищением или, наоборот, с ненавистью, основываясь лишь на его манерах – это ошибочно, поскольку они не являются определяющими в его характере.
«Базаров не только эмпирик – он, кроме того, неотесанный бурш, не знающий другой жизни, кроме бездомной, трудовой, подчас дико-разгульной жизни бедного студента»
Базаров не является джентльменом, но это и не важно. Тургенев представил неотесанного Базарова, потому что отрицание всего высокого формируется в труде, который делает человека практичным и отучает от мечтаний. Человек дела презирает тех, кто мечтает, но не действует. Тургенев, неприязненно относящийся к «базаровщине», возможно, нарочно подчеркнул его грубость, не вынося безотрадного отрицания.
Таким образом, Тургенев, не любя «базаровщину», показал её в неприглядном виде, рассчитывая на неприязнь публики к грубости Базарова. Он намеренно опошлил героя и его идеи. Большинство читателей увидят лишь его дурное воспитание. Художник должен сдерживать свою неприязнь, чтобы не оклеветать тех, кто не может себя защитить.
Часть IV Базаров и литературные предшественники
Базаров – представитель нового типа, и нужно изучить его связь с литературными предшественниками: Онегин, Печорин, Рудин, Бельтов и др. Недовольные жизнью всегда были меньшинством, а масса жила инертно, не задумываясь. За неё думали другие. Большинство людей в России удовлетворены своей жизнью и адаптируются к переменам. Их пассивность, в некотором смысле, полезна, поскольку ограниченность их мышления компенсируется непритязательностью их потребностей. Ограниченные люди счастливее умных, которые не могут смириться с несовершенством мира. Умные люди реагируют на это по-разному.
Представим: умный молодой человек из богатой семьи в Петербурге пресыщается учёбой и светской жизнью, испытывая скуку. Он не может найти занятия по душе, а любовь не удовлетворяет его. В отношениях царит «казенщина». Он, как Онегин или Печорин, махнёт на скуку или бросится в крайности. Разница между ними – в темпераменте. Многие умные, обеспеченные россияне были «немного Онегиными и Печориными».
Наряду с праздными «трутнями» есть идеалисты, желающие приносить пользу, но неспособные ни изменить жизнь, ни смириться с ней. Рудины и Бельтовы, не находя применения своим талантам, разочаровываются. Некоторые из них становятся преподавателями, но их ученики повторяют их путь. Идеалисты своим бездействием заставляют общество пересмотреть свои ценности. Рудины «размножились», и теперь отказ от службы стал нормой. После Крымской войны их надежды не оправдались. Новое поколение презирает их, призывая к действию и завоеванию счастья. Они сознают своё бессилие, не ищут компромиссов и живут, не позволяя злу влиять на них. Это отчаяние развивает их ум, заставляя критически мыслить.
Большинство людей в России живут, следуя установленным нормам, не проявляя собственной инициативы. Умные люди, не получившие при этом достойного образования, страдают от однообразия жизни и, отделившись от общей массы, оказываются в растерянности, не зная, как действовать дальше. Другие же, умные и образованные, критикуют общество, но не решаются на активные действия, опасаясь остаться в одиночестве. И, наконец, третьи, осознав свою исключительность, смело разрывают связи с массой, не беспокоясь о том, последуют ли за ними остальные. Они живут в согласии с собой, сосредоточившись на своей внутренней жизни, и достигают полной независимости.
«Словом, у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знанье без воли; у Базаровых есть и знанье и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое»
Часть V Анализ романа от Дмитрия Писарева
Теперь обратимся к анализу самого романа. Тургенев раскрывает характер Базарова, показывая его взаимодействие с другими персонажами. Базаров приезжает в поместье к Аркадию Кирсанову, который находится под его сильным влиянием, но при этом лишен самостоятельности и лишь копирует своего кумира. Базаров относится к Аркадию с насмешкой, а их отношения носят искусственный характер, поскольку Базаров позволяет себя любить, но сам не проявляет взаимных чувств. Деревня, куда они приезжают, принадлежит отцу и дяде Аркадия. Отец, Николай Петрович, – человек гармоничный и сентиментальный, в отличие от Аркадия, который неестественно подражает идеям Базарова. Дядя, Павел Петрович, – это разочаровавшийся в жизни аристократ, похожий на Печорина, но в более скромном масштабе, который ведёт праздную жизнь после пережитой несчастной любви.
Павел Петрович — волевой и желчный человек, который не поддается влиянию со стороны, но при этом лицемерно цепляется за свои “аристократические” привычки. Он яростно спорит с Базаровым, хотя сам является скептиком и придерживается идей, противоречащих его собственным убеждениям. Было бы логичнее, если бы они с Аркадием поменялись взглядами. Павел Петрович ненавидит Базарова за его “плебейское” происхождение, видя в нём угрозу для своего устоявшегося мира, и развлекается, вступая с ним в бессмысленные споры. Базаров игнорирует окружающих, погружаясь в работу. Он смотрит на Аркадия снисходительно, на Николая Петровича с иронией. С Павлом Петровичем он враждебен, хотя и старается это скрыть. Между ними – конфликт поколений. Тургенев не идеализирует ни одного персонажа, показывая их слабости. Базаров противоречит себе, отрицая то, чего не понимает, и судит всех по себе. Его крайности – следствие одностороннего увлечения наукой и практическим духом времени, когда отрицание чувств и удовольствий стало нормой. Эта крайность, хоть и не опасна, но смешна.
Реалисты недовольны, что Тургенев не идеализирует Базарова. Но реализм требует самокритики, а не идеализации. Отрицатели тоже ошибаются, и реалисты, увлёкшись борьбой, забывают о самоанализе. Тургенев, наблюдая со стороны, описывает ошибки и успехи настоящего, имея сформировавшееся мировоззрение. Он понял Базарова лучше самих реалистов. В его романе нет идеализации прошлого, «отцы» не представляют ценности для будущего, но им можно сочувствовать больше Базарова в некоторых моментах, например, в их любви к природе.
Человек – работник в природе, но ему нужен не только сон, а и приятные впечатления для отдыха. Даже материалисты признают необходимость удовольствий. Нельзя отрицать наслаждение природой, это как отрицать саму жизнь. Стремясь искоренить романтизм, Базаров парадоксальным образом сам становится идеалистом, отрицая любые формы наслаждения. Наслаждение же необходимо либо как конечная цель, либо как источник энергии для дальнейшей работы. В этом заключается принципиальное различие между эпикурейцами и стоиками. Работа ради будущего, безусловно, важна, но она не может служить утешением в настоящем.
Тургенев не сочувствует ни «отцам», ни «детям», его отрицание глубже, чем у самодовольных нигилистов. Поклонение любой теории ограничивает. Базаров силен своей независимостью, которую признает автор, несмотря на несогласие. Тургенев беспристрастен, честно показывая сильную личность отрицателя. Критики ошибочно увидят нападки на молодежь, но роман – правдивое изображение жизни. Тургенев не идеализирует, а показывает недостатки Базарова, что полезнее восхищения, оценив его силу и превосходство. Роман актуален и полезен.
Часть VI Базаров и семья
Евгений одинок из-за отсутствия равных, самодостаточен в медицине и научной работе, не нуждается в сочувствии. Он прямолинеен, немногословен, замкнут, поскольку окружающие не могут его заинтересовать. Он смотрит на других сверху вниз, не из высокомерия, а из-за их интеллектуальной слабости. Процесс его мышления скрыт, и Тургенев не может его описать. Тургенев показывает лишь результаты его мыслей – слова и поступки, а не внутренний процесс, что требует от читателя внимательности. Мысли Базарова проявляются в его действиях, а отношения с женщиной и смерть дополняют его образ.
Базаров не стремится угодить своим родителям, поскольку между ними нет взаимопонимания. Его тяготит общество простодушного отца-лекаря и матери-дворянки. Он не может тратить время на пустые разговоры, так как это противоречит его принципам, что является проявлением безжалостности к самому себе. Их разлад неизбежен, и в то время, как родители страдают, Базаров остаётся невозмутимым. Это вызывает сочувствие к старикам, однако Базаров не может им угодить, не изменив при этом себе. Читатели склонны ценить страдания, но они, по сути, бессмысленны. Подобное отношение Базарова к родителям может негативно сказаться на его репутации среди сентиментальных читателей. Однако Тургенев честно изображает эту ситуацию, хотя и сочувствует горю стариков, что не вредит ни роману, ни репутации автора. Чувствительным читателям вряд ли понравится рациональный подход Базарова, его критическое мышление и твёрдый характер. Проблема заключается не в художественной обработке персонажа, а в самом типе, который он собой представляет.
Часть VII Остальные прогрессисты в романе
Базаров встречает карикатурных прогрессистов Ситникова и Кукшину, которых развелось много, прикрывающихся идеями, но пошлых внутри. «Русский вестник» возмущается, вызывая споры, но ни одна из сторон не понимает истинного прогресса. Бесполезно негодовать против глупости и её формы. Глупые люди меняют маски, и лучше, если они безвредны. Художник, высмеивающий искажение идей, полезен.
Кукшина и Ситников не имеют отношения к эмансипации и гуманности, они лишь используют «модную одежду». Бессмысленно требовать от Тургенева показа идеальных прогрессистов, которых нет в России. Нельзя скрывать «дрянь» в своих рядах. Идеи сильны сами по себе. Ситниковы и Кукшины всегда будут смешны, и Базаров смотрит на них с презрением.
Часть VIII Базаров и Одинцова
В городе Базаров знакомится с Одинцовой, к которой поначалу циничен, но заинтересован. На визите он волнуется, а приглашение в её поместье смущает его. Он восхищается Одинцовой, и в поместье влюбляется в неё страстной и мучительной любовью. Их отношения становятся борьбой, но Базаров не может уехать. Умные люди могут позволить себе глупости, и Базаров осознает неразумность своих действий, но не подавляет чувства. Их отношения заканчиваются странным признанием, в котором Одинцова отвергает Базарова.
После этого он уезжает, переживая, но не показывая этого, и умирает. Аркадий же находит счастье в браке. Базаров одинок, так как он может полюбить только умную, независимую женщину, принимающую его без условий. Но умные женщины осторожны, а способные на сильные чувства – не поймут его. Таким образом, для Базарова нет подходящей женщины, так как современные женщины стремятся к комфорту и зависимы от общества. Нельзя винить ни мужчин, ни женщин, которые не могут найти общего языка. Пока женщины зависимы, Базаровы будут обречены на одиночество, так как для них любовь – это чувство, а не сделка, и это по-прежнему актуально.
Часть IX Базаров и три обстоятельства
«Рассмотрю теперь три обстоятельства в романе Тургенева: 1) отношение Базарова к простому народу, 2) ухаживание Базарова за Фенечкою и 3) дуэль Базарова с Павлом Петровичем»
В отношениях с простым народом Базаров проявляет простоту и избегает слащавости, что вызывает их симпатию. Слуги и дети питают к нему добрые чувства. Однако крестьяне видят в нем “шута горохового”, так как он не похож на привычных им помещиков. Базаров прост, но чужд их образу жизни, понятиям и верованиям. После неудачи с Одинцовой, Базаров, пытаясь развлечься, заигрывает с Фенечкой и даже целует её, но на этом его любовная интрига заканчивается. Затем он покидает поместье Кирсановых, нарушая все правила гостеприимства.
Поцелуй Фенечки провоцирует гнев Павла Петровича, который вызывает Базарова на дуэль. Базаров ранит Павла Петровича, а затем сам оказывает ему первую помощь и уезжает. Базаров считает дуэль абсурдом, но, тем не менее, принимает вызов. Это ставит вопрос: допустимо ли отступать от своих убеждений? Идеалисты никогда не отступают от своих принципов, ставя их превыше всего. Однако Базаров понимает, что жизнь сложнее любых теорий, и предпочитает совершить «нелепость», чем допустить унижение. Он не является ни идеалистом, ни стоиком. Он действует, исходя из практического смысла, не сковывая себя рамками теоретических построений. Мысль свободна, но действия происходят в реальном мире, и Базаров это прекрасно осознает.
Часть X Смерть Базарова как интересный элемент романа
Смерть Базарова в финале романа кажется случайной, но она необходима для завершения его образа. Она не является прямым следствием сюжета, но показывает, что нельзя ограничить Базарова рамками одного эпизода. В 1860-61 годах он бы продолжил свои занятия, не продемонстрировав полного раскрытия своего мировоззрения. Такие люди раскрываются в полной мере только со временем, и об этом может свидетельствовать их биография или история их народа. Из людей, подобных Базарову, при определённых обстоятельствах вырастают великие исторические деятели. Они не являются пленниками теории, не становятся фанатиками, они готовы менять род деятельности и не теряют из виду общую картину мира. Наука для них – не идол, а лишь инструмент для работы интеллекта и получения практической пользы. Медицина для Базарова — это одновременно и способ занять время, и полезное занятие, от которого он с легкостью откажется, если найдёт нечто более увлекательное.
Базаров – человек действия, но он не торопится действовать без необходимости. Он скептически относится к временным переменам и не обманывается ими. Когда общество действительно изменится, такие люди, как он, будут готовы к активным действиям. Тургенев показывает не саму жизнь Базарова, а его смерть, тем самым раскрывая потенциал героя. Базаров – не пустослов, его отрицание осознанно, он силён, независим и энергичен. Сомневающимся смерть Базарова доказывает его силу духа. Его влияние на окружающих не является мерилом его силы, но способность смотреть смерти в глаза без иллюзий и оставаться верным себе – это настоящий подвиг. Описание смерти Базарова – это шедевр, демонстрирующий его бесстрашие. Он, осознавая опасность заражения, прижигает рану, понимая, что это, возможно, не поможет.
Базаров, понимая смертельную опасность, поначалу пытается обмануть себя, но затем признает неизбежность смерти. Он борется с болезнью, но его раздражает беспомощность отца. Признавшись отцу в том, что умирает, Базаров выражает досаду из-за нелепой случайности, а не грусть. Он не изменяет своим убеждениям и не поддается иллюзиям. Перед смертью Базаров вспоминает об Одинцовой, и подавленные чувства прорываются наружу. Он просит сообщить ей о своей смерти, и в этот момент его натура становится более человечной. Он выражает желание увидеть любимую женщину, и приехавшая Одинцова говорит с ним ласково. Он любуется ею, просит поцелуя и теряет сознание. К родителям же он остается равнодушен, шутит по поводу борща матери и советует отцу стать философом.
После смерти Базарова Дмитрий Писарев не желает следить за дальнейшим развитием сюжета. Когда уходит такой человек, как Базаров, чья смерть решает психологическую задачу и выносит приговор целым идеям, нет смысла следить за судьбами остальных персонажей. Вместо этого, Писарев лучше скажет о том, как Тургенев относился к созданному им образу.
Часть XI Отношение Тургенева к Базарову
Тургенев, желая возвысить Инсарова, создал комичный образ, а стремясь развенчать Базарова, проникся к нему уважением. Он хотел осудить молодое поколение, но в итоге возложил на него надежды. Тургенев, как искренний художник, позволил персонажам жить своей жизнью, и честность помогла ему переосмыслить отношение к Базарову. Начав с неприязни, Тургенев, увидев страстную натуру Базарова, проникся к нему сочувствием, хотя и сохранил отголоски первоначального неприятия.
Тургенев видит, что Базарову некого любить из-за ничтожества окружающих, а сам он умён и силён. Он понимает, что для Базарова нет ни деятельности, ни счастья, что он обречён на одиночество. Смысл романа – в его смерти, показывающей его силу. Базаров не струсил, и Тургенев показал, что молодое поколение, хоть и увлекается крайностями, обладает силой и умом. Базарову тяжело жить без любви и деятельности, он чувствует пустоту, и ему остаётся лишь жить, как живётся, не мечтая о несбыточном.
Автор: Анастасия Александрова