Краткое содержание поэмы «Облако в штанах» (В. Маяковский)
Владимир Маяковский – поэт, воспевший революцию. Читателю он известен, как поэт, создавший новую систему стихосложения, которые многие знают, как «лесенка». Поэма «Облако в штанах» — революционный манифест, в котором Маяковский обращается к вопросом религии и морали. Первое он категорически отвергает. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомится с кратким содержанием поэмы «Облако в штанах». В сокращении сюжет не сравнится с оригиналом, но основные события и важные детали передаст. Приятного просвещения!
Вступление к поэме «Облако в штанах»
Лирический герой заявляет, что будет издеваться над чужими вялыми, мечтательными мыслями, сравнивая их с «разжиревшим лакеем на грязной кушетке». Свои же чувства он описывает как нахальные и едкие, а своё сердце – как окровавленный лоскут.
Он молод и полон сил, не признает старческой нежности и заявляет о своей красоте и мощи голоса. Он противопоставляет себя “нежным”, которые видят любовь как скрипичные мелодии, а сам придерживается более грубого понимания, сравнивая её с литаврами. Поэт упрекает их в неумении проявить страсть до полной самоотдачи, до растворения в одном поцелуе.
Далее он обращается к чопорным и благопристойным дамам, сравнивая их с “чиновницами ангельской лиги”, иронично замечая, что они относятся к чувствам, как кухарки к рецептам.
Лирический герой утверждает, что способен быть любым — как безумно страстным, так и безукоризненно нежным. Он не верит в идеализированный мир и говорит, что его восхваляют простые люди, чья жизнь потрепана и заурядна.
Часть 1
Герой рассказывает, что когда-то, находясь в Одессе, Мария пообещала прийти к четырём вечера. Однако она не приходит, и герой, ожидая её прихода, чувствует спиной, как над ним насмехаются вещи.
Герой признаётся, что его бы сейчас не смогли узнать. Он описывает свои физические страдания, сравнивая себя с «жилистой громадиной», которая стонет и корчится. В его мыслях возникают вопросы о любви и о том, какой она может быть — большой или маленькой. Он ждет, уткнувшись лицом в дождь, и чувствует нарастающее волнение.
В полночь герой испытывает сильные эмоциональные переживания, которые сравнивает с потерей. В его сознание проникают образы химер и мук, вызванные ожиданием и неопределенностью. Он чувствует, как все вокруг становится невыносимым. В этот момент в комнату входит Мария и сообщает, что выходит замуж. Эта новость становится для героя ударом, но он пытается сохранять спокойствие, даже если внутри него бушует огонь.
Он вспоминает разговоры о любви, страсти и деньгах, а также о том, что он всегда видел в Марии нечто ценное и недоступное. В его душе разгорается страсть, которую он не может сдержать, и в его словах звучит чувство безысходности и боли. Он делится с ней своими переживаниями, описывая свою любовь как пожар, который невозможно потушить.
Он обращается к матери, сообщая о своем состоянии, и его слова полны горечи и отчаяния. Он чувствует, что его сердце горит, и даже шутки, которые он произносит, кажутся ему безобразными и искаженными. В конце концов, он осознает, что не сможет вырваться из этого эмоционального пламени, и его крик о помощи звучит как последний крик, полный страха и отчаяния.
Часть 2
Лирический герой просит славить его, поскольку он намного знаменитей и важней гениев прошлого. Он также заявляет, что никогда не притронется к книгам.
Герой рассказывает о том, как он представлял создание книг. Раньше он думал, что поэт сразу приходит с готовыми стихотворениями. Однако сейчас он понимает, что сочинение стихотворений — непосильный труд, поскольку требует много времени и усилий.
Он описывает хаос, бог разрушает города. Бог идёт карать. Улица приседает и призывает к приёму пищи. У нищих во рту только два слова: «сволочь» и «борщ».
Появляются расстроенные поэты, сбегая с улиц, недоумевают, как им воспеть лирические образы? За поэтами бегут горожане всех классов и профессий. Они обращаются к поэтам, напоминая, что они (поэты) не нищие. Они говорят, что поэтов следует убивать, поскольку они живут в комфорте. Также они говорят, что они сами организуют гимны, из шума фабрик. Они отвергают Фауста, заявляя, что кошмарней гвоздь, вонзившийся в сапог.
Один из рабочих рассказывает, что самая маленькая частица жизни ценнее всего того, что он делает.
Герой призывает работников принять тот факт, что несмотря на их страшный внешний вид, они все чище «венецианского лазорья». Также он рассказывает, что рабочий народ не был ни в одном произведении Гомера и Овидия, однако они (рабочие и нищие) должны быть уверены, что они все чисты и безгрешны. Он также объявляет, что они все сами творцы мирового порядка.
Подобные призывы и пригнали народ на Голгофу. Там они призывали распять Господа. Герой рассказывает, что люди дороги и ценны ему. Он также рассказывает, что видит человека, идущего в гору, которого никто не видит.
Он называет себя предтечей революции шестнадцатого года. Он заявляет, что вездесущ, а также что «выжег души, где нежности растили».
Герой объявляет, что когда спаситель спустится с небес, он вытащит его душу и растопчет. Душа спасителя будет новым кровавым знаменем.
Часть 3
Герой описывает внутренний конфликт и страдания внутри себя. Он осознает окружающий мир, полный абсурда и насилия. Герой начинает с размышлений о том, откуда берутся агрессивные порывы и чувства в человеке.
Герой принимает образ Бурлюка, который с трудом выбирается на поверхность, демонстрирует крайнее состояние, переходящее в нежное принятие жизни. Он говорит, что хорошо, когда душа укутана, и даже в самых тяжелых обстоятельствах можно найти моменты радости. Он призывает к действию, к активной борьбе с подавляющей реальностью, используя образы насилия и бунта.
Призыв к людям, которые чувствуют себя подавленными, звучит как революционный манифест. Они должны освободиться от страха и взять в руки оружие. Далее поэт описывает картину, где земля становится женщиной, а вещи обретают жизнь. Это создает атмосферу движения и переворота.
Герой просит людей не оставаться бездействующими, а активно участвовать в борьбе. Он говорит о необходимости жертвенности и о том, что время требует перемен.
Позже герой замечает, что вокруг него нарастает хаос и безумие. Он осознает, что ночь неизбежна, и она придет, поглотив все. В этом контексте он упоминает о чувстве предательства, которое наполняет ночь.
Далее герой размышляет о себе, о своем месте в мире и о будущем. Он надеется, что новое поколение сможет вырасти среди страданий и знаний, которые он передаст. Он воспринимает себя как важную часть этого процесса, как третий апостол, который должен быть услышан.
Часть 4
Герой обращается к Марии. Он говорит, что несмотря на всё он придёт и скажет, что как всегда честен. Герой сутулится, на что просит обратить внимание Марии. Он рассказывает, что прохожие часто смеются от его внешнего вида.
Он описывает дождливую улицу. Он рассказывает о членах проезжающего экипажа, вопрошая Марию, как им сказать слово. Он также напоминает, что он обычный человек, а не поющая птица.
Герой обращается к Марии с вопросом, примет ли она такого человека, как он? Он призывает её открыть дверь. Когда она впускает его, он просит её не бояться его внешнего вида. Он рассказывает, что на себе протащил миллионы жизней и любовей.
Герой обращается к Марии, прося её тела, поскольку он человек из мяса. Он заявляет, что боится забыть её, равно также как поэт боится потерять подходящее слово. Герой обещает, что он будет оберегать Марию, равно как солдат, оберегает единственную ногу. Герой вопрошает Марию, понимая, что та ничего не хочет. Он говорит, что возьмёт своё сердце, и подобно собаке, несущей отрубленную лапу, отнесёт к себе. Он также рассказывает, что когда состарится, кровяной след отведет к его отцу. Он намеревается обратиться к отцу с вопросом, как ему не скучно в облачной обители. Он также предлагает Господу устроить карусель на древе познания. Он рассказывает, что населит рай новыми Евами, которых намеревается отыскать. Он спрашивает Бога, знает ли ангел о любви.
Герой рассказывает, что он также был ангелом. Он обращается к Богу с вопросом, отчего тот сделал человека, но не придумал способа целоваться без мук?
Герой снова обращается к Богу. Он думал, что Бог всесилен, однако сейчас он понимает, что Бог не так велик, как его представляют. Герой достаёт ножик, угрожая ангелам, и призывая их бояться его. Он обещает «раскрыть» Бога. Он собирается к нему, думая, способен ли он на подобное деяние. Герой понимает, что он не успокоится. Он обращается к небу с просьбой снять шляпу, поскольку он идёт к нему.
Автор: Александр Кошубин