Краткое содержание романа «Огненный ангел» (В. Брюсов)
«Огненный ангел» Валерия Брюсова – это роман, погружающий читателя в атмосферу средневековой Германии, одержимой мистикой и религиозным фанатизмом. История рыцаря Рупрехта, ищущего утешения в любви к юной Ренате, становится ключом к раскрытию сложного переплетения чувственности, духовных исканий и демонических наваждений, свойственных той эпохе. Многомудрый Литрекон написал краткое содержание романа «Огненный ангел», которое поможет проследить за трагическим развитием отношений Рупрехта и Ренаты, разворачивающихся на фоне бурных исторических событий и экзальтированных переживаний. Обязательно прочтите эту интереснейшую историю целиком. Приятного просвещения!
Содержание:
- 1 Предисловие к русскому изданию
- 2 Другу читателю, предисловие автора, где рассказывается его жизнь до возвращения в немецкие земли.
- 3 Глава первая. Как я в первый раз встретился с Ренатой и как она рассказала мне всю свою жизнь.
- 4 Глава вторая. Что предсказала нам деревенская ворожея и как провели мы ночь в Дюссельдорфе.
- 5 Глава третья. Как мы поселились в городе Кельне и как были обмануты таинственными стуками
- 6 Глава 4. Как мы жили в Кёльне, что потребовала от меня Рената и что я видел на шабаше
- 7 Глава 5. Как мы изучали магию и чем кончился наш магический опыт
- 8 Глава 6. О моей поездке в Бонн к Агриппе Неттесгеймскому и о том, что он сказал мне
- 9 Глава 8. Как я разыскал Матвея Виссмана и о моём поединке с графом Генрихом
- 10 Глава 9. Как мы прожили декабрь и праздник Рождества Христова
- 11 Глава 10. Как явился Ренате вновь Мадиэль и как она меня покинула
- 12 Глава 11. Как я жил без Ренаты и как я встретился с доктором Фаустом
- 13 Глава 12. Как путешествовал я с доктором Фаустом и как провёл первых два дня в замке графа фон Веллен
- 14 Глава 13. Как поступил я на службу к графу фон Веллен, как прибыл в наш замок архиепископ Трирский и как мы отправились с ним в монастырь святого Ульфа
- 15 Глава 14. Как архиепископ экзорцизмами боролся с демонами в монастыре святого Ульфа
- 16 Глава 15. Как Ренату судили инквизиционным судом под председательством Архиепископа
- 17 Глава 16 и последняя. Как умерла Рената и обо всём, что случилось со мною после её смерти
Предисловие к русскому изданию
Автор «Повести», родившийся в 1505 году (или же в конце 1504 – 05.02), много путешествовал и служил. Его произведение охватывает события 1534-1535 годов и написано вскоре после них. Несмотря на стремление к исторической точности, «Повесть» довольно субъективна. Автор гордится своим образованием и демонстрирует широкие познания, но его гуманистические взгляды смешаны с традиционными предрассудками.
Его вера в сверхъестественное отражает распространенные представления эпохи Возрождения, когда даже ученые верили в магию, в то время как церковь осуждала неверие в ведьм. Исключением был Иоганн Вейер, который считал ведовство болезнью.
Другу читателю, предисловие автора, где рассказывается его жизнь до возвращения в немецкие земли.
Автор, переживший необычные события за 12 месяцев, считает своим долгом описать их искренне и беспристрастно, чтобы способствовать изучению власти Дьявола; он также стремится излить душу в немой исповеди. Чтобы читатель мог оценить его правдивость, автор рассказывает о себе.
Он родился в Трирском курфюршестве в 1504 году в семье медика. Брат стал врачом, сёстры вышли замуж. Автор, получивший при крещении имя Рупрехт, был младшим в семье. Отец хотел, чтобы он продолжил семейную традицию (его отец тоже был врачом), и обучал его основам, но Рупрехту не нравились усидчивые занятия. Лишь настойчивость отца и матери помогла ему добиться хоть каких-то успехов в учёбе.
В 14 лет отец отправил автора учиться в Кёльнский университет, но схоластическая атмосфера не вдохновила его, ведь он предпочитал слушать странствующих преподавателей и интересовался новыми идеями Коперника и Парацельса, считая себя современником Эразма Роттердамского. Автор презирал схоластические знания и поддерживал призыв Пико делла Мирандолы к исследованию действительности. В Кёльне он вёл разгульный студенческий образ жизни, предаваясь пьянству, азартным играм и развлечениям. Через время и из-за одного проступка Рупрехт был отправлен домой для наказания.
Не окончив университет, 17-летний автор вернулся домой, где жил в праздности. Но в Лозгейме он встретил Фридриха, сына аптекаря-библиофила. Тот, увлечённый чтением, стал другом автора, и они вместе читали книги на чердаке аптеки, превратив его в «Академию». Они изучали латинских авторов, таких как Катулл и Платон, и современных писателей, таких как Эразм Роттердамский, чьи идеи находили отражение в их собственных мыслях.
«Между тем то были те самые времена, о которых теперь говорят: кто в 23 году не умер, в 24 не утонул, а в 25 не был убит, — должен благодарить бога за чудо»
В годы мятежей и войн автор и Фридрих, увлечённые чтением, оставались в стороне от бурных событий. Они не интересовались восстаниями и спорами вокруг Лютера, хотя Фридрих проявлял интерес к его идеям, что приводило к разногласиям. Автор же считал веру личным делом и не придавал значения религиозным спорам.
В 1526 году автор стал наёмником, несмотря на протесты отца. Он участвовал в итальянском походе, в том числе во взятии Рима, и познакомился с искусством эпохи Возрождения. Затем, вдохновлённый Кортесом и рассказами об Америке, он отправился в Новый Свет. Там он занимался поиском руды и драгоценностей, разбогател и пережил любовную драму. Через пять лет, в 1534 году, он вернулся в Европу, чтобы навестить семью, планируя вернуться в Америку. Его рассказ начинается с прибытия в Рейнскую область.
Глава первая. Как я в первый раз встретился с Ренатой и как она рассказала мне всю свою жизнь.
Автор, направляясь в Германию, остановился в придорожной гостинице, где ночью стал свидетелем странных событий: Рената, одержимая демоном, звала его по имени. Рупрехт спас Ренату и выслушал историю её жизни (довольно последовательную, но без подробностей о детстве).
Восьмилетней Ренате явился ангел Мадиэль, огненный и с голубыми глазами, который стал ее близким другом, развлекал и утешал. Мадиэль являлся в разных образах, уносил в путешествия. Он говорил о святости, являлся в образе Христа. Так Рената вела строгую жизнь, испытывала себя, получила дар чудотворения. Попросив Мадиэля о телесном союзе (поскольку время шло, а все её ровесницы уже имели возлюбленных), встретила отказ. Попытка соблазнить привела к гневу ангела и исчезновению.
В отчаянии Рената молила о возвращении, и Мадиэль обещал явиться в образе человека через семь недель и семь дней. Через время она встретила похожего на Мадиэля графа Генриха из Австрии. Получив его любовь с помощью ворожбы, уехала с ним в замок. Два года они были счастливы, но Генрих отрицал, что он тот самый ангел, а там и внезапно уехал, и Рената, не выдержав нападок злых духов, решила вернуться к родителям, где ей обещали встречу с защитником, рыцарем Рупрехтом.
Рената «исповедалась», её рассказ был местами неясен. Закончив, она заснула в объятиях Рупрехта, который лег рядом, пораженный. На рассвете он покинул комнату, любуясь ее невинным лицом, и вышел в лес, где слышал пение птиц. Рассказчик, веря в духов, но сомневаясь в рассказе Ренаты, не понимал, где кончается обман дьявола, а где начинается ее ложь.
Вернувшись в гостиницу, он спросил у хозяйки о Ренате. Хозяйка рассказала, что Рената – еретичка, заключившая договор с дьяволом и околдовавшая графа Оттергейма, увлекая его в алхимию и магию. Она добавила, что они каждую ночь превращались в волка и волчицу и нападали на окрестности, а там она и на всех наводила порчу и делала прочие вещи.
«Эта речь домовой хозяйки, сказавшей еще много другого, поразила меня крайне, ибо не мог я не увидеть тотчас, как во многом обманывала меня моя ночная собеседница»
Пока хозяйка жаловалась на Ренату, та появилась в богатом наряде и повелительно потребовала от Рупрехта немедленно уехать. Под её влиянием он мгновенно согласился, заплатил за комнату и предложил посадить ее на свою лошадь.
Оставшись один, рассказчик задумался о своей покорности, но решил, что это забавное приключение, которое он может себе позволить. Он намерен развлечься с Ренатой, пока она не наскучит, не боясь ни демонов, ни трудностей. Убедив себя в этом, он пощупал свой пояс с деньгами, и они уехали.
Глава вторая. Что предсказала нам деревенская ворожея и как провели мы ночь в Дюссельдорфе.
Рассказчик пытался произвести впечатление на Ренату своими рассказами о светской жизни, не касаясь ночных видений. Рената объявила о намерении посетить родственников в Кельне, что вызвало у Рупрехта смешанные чувства: радость от совместного пути и сожаление о скором расставании. Он старался сблизиться с ней, но их планы изменились, когда они решили переждать жару в Геердте, где узнали о знаменитой ворожее. Рената, забыв обо всем, загорелась желанием немедленно попасть к ней.
Ожидая очереди к ворожее, Рупрехт удивился обилию предрассудков и суеверий, которыми делились окружающие: от защиты от чародеев до приворотов. Старик, представившийся знатоком гаданий, расхваливал ворожею за точность предсказаний. Рассказчик задумался о бессмысленности гадания на старости лет, но, не перебивая, ждал вместе с Ренатой своей очереди. Она, не теряя гордости, интересовалась амулетами и любовными зельями. Заплатив за вход, Рупрехт и Рената вошли в полумрак дома ворожеи, пропахшего травами. Старуха в ритуальной одежде колдовала над разными предметами. Она приветствовала их грубыми шутками и, погадав на яйце, предсказала недолгую дорогу, исполнение желаний и угрозу разлуки. Затем она предложила им «хорошую травку», цветущую раз в году.
Когда они подошли к ворожее, ее лицо исказилось, и она закричала про кровь на их одежде. Рассказчик, испугавшись, опрокинул стол, схватил Ренату и, отбиваясь шпагой, выбежал из дома. Сын ворожеи привёл мать в чувство. Герои поспешно уехали, однако Рената была подавлена. Рупрехт, чтобы ее развеселить, начал рассказывать истории о несбывшихся предсказаниях, но это не помогло.
Рената молчала всю дорогу после ворожеи. Рассказчик, рассматривая ее лицо, отметил неправильные черты, но при этом видел в ней особое очарование. Они прибыли в Дюссельдорф, где он снял лучшие комнаты в гостинице. Несмотря на старания Рупрехта и роскошную обстановку, Рената оставалась безучастной, как в обычной деревенской гостинице. На обеде, который предложил трактирщик, она почти не ела и не участвовала в разговоре. Рупрехт пытался развеселить ее рассказами о Новом Свете и приключениях, украшая речь цитатами, но безуспешно.
После ссоры за обедом и литании о Генрихе, Рената и Рупрехт оказались в странной зависимости. Он пытался соблазнить её, но она оттолкнула его и напомнила об их духовной связи. Вспомнив картину покинутой женщины (Сандро Боттичелли «Отверженная»), рассказчик поклялся быть ей верным, но она заявила, что ее сердце принадлежит другому. Из-за страха Рената попросила его остаться на ночь, и они провели ее в одной постели, но вдали друг от друга, поскольку любые попытки сблизиться пресекались холодной отстраненностью Ренаты.
Глава третья. Как мы поселились в городе Кельне и как были обмануты таинственными стуками
I часть
Проснувшись рано утром, рассказчик обдумал свое положение. Он понял, что не может покинуть Ренату и признал свою страсть безумием. Решив не терять всего, он установил сроки и пределы этому увлечению.
Разделив свои деньги на три части: для Ренаты, для отца и для начала новой жизни в Новой Испании, он решил не оставаться с ней более трех месяцев, сомневаясь в правдивости ее слов о родственниках в Кельне.
Обдумав все, Рупрехт продал лошадь, нанял барку до Кельна и купил необходимые вещи для путешествия. Рената обрадовалась его возвращению. Они позавтракали и перешли на барку, где им предоставили просторную каюту. До Кельна они добрались за два дня и ночь без приключений. Рената была спокойна и рассудительна, наслаждалась красотами Рейна и вела беседы об искусстве и жизни.
На пути в Кельн Рената проявила религиозный фанатизм, осудив реформаторские движения, и отдалилась от Рупрехта. В Кельне она внезапно отвергла его, но он обманом заставил ее пойти за ним, он представил её своей женой. Однако, оказавшись в комнате, она приказала ему спать отдельно. Рассказчик, разрываясь между яростью и желанием быть рядом с ней, провел мучительную ночь.
В Кельне Рената, одержимая, искала Генриха, затаскав рассказчика по всему городу. Измученные, они закончили день возле собора, где, пока Рената отдыхала, Рупрехт задумался о незавершенности собора. Вечером они вернулись домой по просьбе девушки. Рупрехт ещё не подозревал о грядущих событиях.
II часть
В Кёльне Рупрехт становится свидетелем одержимости Ренаты, которая утверждает, что общается с ангелом Мадиэлем.
Демон Элимер, обнаруженный в стене системой стуков, обещает возвращение графа Генриха, но предсказание не сбывается, и Рената снова переживает приступ одержимости.
Глава 4. Как мы жили в Кёльне, что потребовала от меня Рената и что я видел на шабаше
I часть
Ухаживая за больной Ренатой, Рупрехт сближается с ней, но их отношения омрачаются тоской Ренаты по графу Генриху. После периода уныния и воспоминаний о Генрихе Рената предлагает Рупрехту заключить сделку с Дьяволом ради её счастья. Рупрехт, поддавшись уговорам, соглашается и узнаёт, что шабаш состоится в среду.
II часть
Влекомый страстью к Ренате и любопытством, Рупрехт проходит через ритуалы шабаша, включая отречение от Бога и поклонение Дьяволу. На шабаше, после странных танцев и трапезы, он поддаётся искушению Сарраски, но видит Ренату в развратной сцене и бросается за ней. В итоге Рупрехт просыпается в своей комнате, не понимая, что было правдой, а что — сном.
Глава 5. Как мы изучали магию и чем кончился наш магический опыт
I часть
После пережитого шабаша Рупрехт, терзаемый сомнениями, решает бороться с Тьмой с помощью магии. Вопреки опасениям Ренаты, он обращается к книготорговцу Глоку и, несмотря на трудности, собирает библиотеку оккультных знаний.
После, углубившись в изучение магии, Рупрехт и Рената вместе постигают демонологию, отбрасывая пустые теории и опираясь на практический опыт. Рупрехт описывает классификацию демонов, их природу, способы вызова и особенности проявления, намереваясь изложить эти знания в своей повести. Рената уверена, что магия поможет ей вернуть графа Генриха, а Рупрехт, увлечённый процессом познания, забывает о первоначальной цели и не торопится применять знания на практике.
II часть
В попытке вернуть любовь графа Генриха Рупрехт и Рената проводят магический ритуал, который заканчивается одержимостью Ренаты и полным провалом. Рената впадает в глубокое отчаяние, отказывается от жизни и медленно угасает. Рупрехт с ужасом осознаёт, что она приближается к смерти.
Глава 6. О моей поездке в Бонн к Агриппе Неттесгеймскому и о том, что он сказал мне
I часть
Разочаровавшись в магии после неудачного ритуала с Ренатой, Рупрехт едет в Бонн, чтобы получить совет от Агриппы Неттесгеймского, однако вместо встречи с мудрым магом он попадает в нелепую ситуацию: сначала грубит ученикам Агриппы, приняв их за слуг, затем напивается с ними в трактире. Там он узнаёт, что Агриппа разочаровался в магии, а его ученики высмеивают его прежние увлечения.
Ганс, как врач, объясняет Рупрехту, что поведение Ренаты вызвано меланхолией и действием наркотических веществ, а не демоническими силами. Разочаровавшись в магии, Рупрехт начинает видеть мир в более рациональном свете.
II часть
Вернувшись в Кёльн, Рупрехт поддаётся манипуляциям Ренаты, клянётся убить графа Генриха, проводит с ней мучительную ночь и, следуя её наущению, вызывает Генриха на дуэль, солгав о своём происхождении. После этого в стыде бежит от обоих.
Глава 8. Как я разыскал Матвея Виссмана и о моём поединке с графом Генрихом
Не зная никого в городе, кроме Глока, Рупрехт решает обратиться за помощью к своему старому университетскому товарищу, Матвею Виссману.
Матвей соглашается помочь Рупрехту, хотя и не одобряет дуэли. В доме Матвея Рупрехт встречает его сестру Агнессу, которая производит на него сильное впечатление. После встречи с Матвеем Рупрехт испытывает отвращение к возвращению к Ренате и долго бродит по городу, пока не заходит в шумный кабак, где царят грубые нравы. Матвей сообщает, что договорился о поединке в тот же день, в три часа, в лесу близ Линденталя. Рупрехт готовится к поединку, как к неизбежному.
Рената напоминает Рупрехту о его клятве. Рупрехт пишет прощальное письмо матери и духовное завещание Ренате. Перед уходом на дуэль Рупрехт пытается мысленно попрощаться со всеми, но слышит только напоминание о клятве. На дуэли его пытаются помирить с графом Генрихом.
Начинается дуэль. Люциан предлагает Рупрехту примирение, но из-за гордости Рупрехт отказывается. Во время поединка выясняется, что Генрих отличный фехтовальщик. Рупрехт, связанный клятвой не убивать Генриха, терпит поражение и падает на землю.
Глава 9. Как мы прожили декабрь и праздник Рождества Христова
После выздоровления и признания Ренаты в любви, их отношения переживают сложный период: Рупрехт предлагает брак и отъезд, но Рената отказывает. Отказ Ренаты приводит к охлаждению отношений. Чтобы отомстить, Рупрехт проводит время с Агнессой, сестрой Матвея. Они рассказывают друг другу о своих похождениях, что приводит к ссоре и слезам Ренаты.
Их отношения становятся нестабильными, чередуясь между страстью и ссорами, что утомляет Рупрехта.
Глава 10. Как явился Ренате вновь Мадиэль и как она меня покинула
I часть
После явления Мадиэля и обращения Ренаты к религиозному фанатизму, Рупрехт пытается поддержать её, но тяготится новым образом жизни. Утратив веру в её искренность, он вновь находит утешение в общении с Агнессой.
II часть
После попытки примирения, обернувшейся вспышкой страсти и отчаяния, Рената окончательно покидает Рупрехта. В отчаянии он безуспешно ищет её, давая клятвы о возможном покаянии в случае её возвращения.
Глава 11. Как я жил без Ренаты и как я встретился с доктором Фаустом
I часть
После отчаяния и безуспешных поисков Ренаты, Рупрехт находит временное утешение в Агнессе, но их связь прерывается из-за вмешательства её брата Матвея, который советует Рупрехту покинуть Кёльн. В итоге Рупрехт принимает решение уехать, чтобы начать новую жизнь.
II часть
После ухода Ренаты, Рупрехт, под влиянием случайных событий и наставлений Матвея, решает покинуть Кёльн. Он встречает Фауста и Мефистофеля, соглашается быть их гидом, а затем, очарованный их личностями, присоединяется к ним в путешествии в Трир, оставив позади прошлое и образ Агнессы.
Глава 12. Как путешествовал я с доктором Фаустом и как провёл первых два дня в замке графа фон Веллен
I часть
Во время путешествия с Фаустом и Мефистофелем, Рупрехт, испытывая тоску по Ренате, оказывается в замке графа фон Веллена, где их принимают как почетных гостей. Однако, на званом ужине Рупрехт понимает, что их используют для развлечения. После ужина, Рупрехт решает покинуть замок на следующее утро.
II часть
Рупрехт, тоскуя по Ренате, принимает приглашение графа фон Веллена отправиться в библиотеку. Беседа с графом выводит на тему доктора Фауста и слухов о его связи с дьяволом. Граф признается в намерении разоблачить мага, но Рупрехт отказывается участвовать. Вечером граф просит Фауста продемонстрировать магию. Фауст являет Елену, но рыцарь Роберт нарушает правила, и видение исчезает. Разочарованный Рупрехт удаляется.
Глава 13. Как поступил я на службу к графу фон Веллен, как прибыл в наш замок архиепископ Трирский и как мы отправились с ним в монастырь святого Ульфа
I часть
После явления Елены Рупрехт, подслушав разговор Фауста и Мефистофеля, решает покинуть их и остается в замке у графа в качестве писца. Отъезд Фауста сопровождается шутовством, подтверждающим зловещие слухи. Вернувшись к обычной жизни в замке, Рупрехт занимает двусмысленное положение: граф дружелюбен, а графиня и рыцарь Роберт его игнорируют. Герой сохраняет суровость и отстраненность, предпочитая молчать за обедом, когда обсуждаются политические вопросы, ему малоинтересные.
Граф высмеивает веру Рупрехта в магию, считая явление Елены обманом и отрицая астрологию. Несмотря на прошлые речи о равенстве, граф переходит на «ты» в общении с Рупрехтом, что тот игнорирует.
II часть
Устав от жизни в замке, Рупрехт отправляется с архиепископом и графом в монастырь святого Ульфа, испытывая облегчение и радость. По дороге он сближается с инквизитором, понося Лютера.
В монастыре Рупрехт узнает о новой монахине по имени Мария, вокруг которой разгорелся религиозный спор. Имя монахини успокаивает Рупрехта, но его все еще тревожит смутное предчувствие.
Глава 14. Как архиепископ экзорцизмами боролся с демонами в монастыре святого Ульфа
I часть
Рупрехт рассматривал монастырь, когда подошел брат Фома. Вместо того, чтобы ответить на его вопросы о сестре Марии, он начал говорить о развращении века и клеветать на князей церкви. В конце концов он сказал, что сестра Мария состоит в сношениях с дьяволом и что придется прибегнуть к допросу и пытке, чтобы обличить ее. К Рупрехту присоединился и граф.
После вежливых вступлений граф начал расспрашивать о сестре Марии. Настоятельница рассказала, что Мария пришла в монастырь полтора месяца назад и проявила необыкновенную ревность в вере. Множество чудес сопровождало Марию: распускались цветы, она была осияна светом, раздавался нежный голос, выступали стигматы. Мария исцеляла больных и сказала, что ее сопровождает ангел. Сестры монастыря были восхищены ею. Слава сестры Марии росла, но появились и недоброжелательницы, сомневающиеся в ее чудесах. Они заметили, что явления, сопровождавшие Марию, не всегда были ангельскими: удары в стену, падающие предметы, соблазны. Несмотря на молитвы, проявления злой силы усиливались: стуки, опрокинутая мебель, камни, прикосновения, объятия, черные кошки. Демоны стали показываться воочию, соблазнять сестер. Настоятельница пыталась бороться уговорами, молитвами, святой водой, экзорцизмами, но смятение только возрастало.
II часть
Рената, взглянув на Рупрехта, произнесла: «Отойди от меня, Сатана!». Ему пришлось солгать, что не знает её. Граф допросил Ренату, она ответила, что ищет мира, а верит лишь в слово Божие, а затем отпустил её. Рупрехт был потрясен. Инквизитор, заметив его бледность, спросил, не подтвердились ли его подозрения.
Инквизитор заговорил об одержании и овладении, о способах выявления ведьм (не идущая кровь, держание угля, непотопляемость). Нужно выяснить, вредили ли они людям и установить имена демонов. Рупрехт перестал его слушать, начав молиться о благополучии.
Часть II
Рупрехт вошел в церковь, ища Ренату. Она появилась с архиепископом. После молитвы архиепископ обвинил Ренату, но она отвергла обвинения. Раздались удары. Архиепископ начал экзорцизм. Одна сестра упала в припадке, и демон назвал Ренату сообщницей. Архиепископ изгнал демона. Рупрехт заметил перемену в лице Ренаты. Обвинения продолжились, и сестры поддержали Ренату, но многие поддались одержимости, вызвав хаос.
Лишь архиепископ и Рената сохраняли спокойствие. Но вдруг в глазах Ренаты отразился ужас, и она закричала, рухнула в припадке одержимости. Все сестры начали метаться, кричать и биться. Демоны заполонили храм. Женщины, одержимые, бегали, кривлялись, катались по земле, кусались, пели, лаяли, высовывали языки. В хаосе появился брат Фома и объявил сестёр еретичками, подлежащими суду Инквизиции. Архиепископ лишился дара речи. Рупрехт понял, что это последний шанс спасти Ренату, и кинулся к ней, но брат Фома отстранил его. Солдаты связали бесчувственную Ренату. Рупрехт хотел вступить с ними в бой, но граф Адальберт увёл его из церкви, где всё ещё слышались вопли и хохот.
Глава 15. Как Ренату судили инквизиционным судом под председательством Архиепископа
Часть I
Рупрехт рассказал графу о своей любви к Ренате и попросил помочь спасти её от инквизиции. Граф согласился, но объяснил, что нужно действовать хитростью, а не силой. Рупрехт стал писцом на допросе Ренаты. Инквизитор обвинил её и начал допрос по книге «Молот ведьм».
Далее описываться будет опрос.
Часть II
«Вот что было записано, моею собственною рукою, в протоколе инквизиционного суда и будет, вероятно, ещё долго сохраняться в собрании каких-либо дел»
Во время допроса Рената призналась в связях с дьяволом и причинении вреда, но отказалась назвать сообщников. Инквизитор хотел пытать её, но граф предложил сделать перерыв.
После допроса Рупрехт набросился на инквизитора, но граф его остановил. Затем граф обманул Рупрехта, увезя его из монастыря, но потом рассказал о плане побега Ренаты с помощью матери Марты.
Глава 16 и последняя. Как умерла Рената и обо всём, что случилось со мною после её смерти
Часть I
Вернувшись к монастырю, Рупрехт почувствовал прилив сил. Михель сообщил, что все готово. Они втроём направились к монастырю, стараясь не привлекать внимания. Михель показал, где их ждут лошади. У ворот граф назвал пароль, и монахиня открыла их. Монастырский двор был пустынен, и они, крадучись, подошли к двери в подземелье, где их ждала другая монахиня. Граф повторил пароль, и монахиня, называя Ренату невинной жертвой, открыла дверь. Михель дал Рупрехту факел, и граф велел ему спуститься в подземелье, найти дверь за залом допроса и вывести Ренату. Рупрехт, с факелом в руке, спустился в подземелье, нашел дверь и, открыв её, оказался в темнице. В дальнем конце он увидел груду соломы, а на ней – тело Ренаты. Рупрехт приблизился и, увидев её бледное лицо и закрытые глаза, тихо позвал её по имени.
Рупрехт пытался спасти Ренату, но она отказалась, предпочитая смерть и своего демона Мадиэля. Она умерла, и Рупрехт, обвиненный в ее смерти, бежал в замок в одиночестве.
Часть II
Преследуемый прошлым, Рупрехт после гибели Ренаты и встреч со знаковыми фигурами отправляется в Новый Свет, где записывает свою историю, полную страсти, раскаяния и клятвы никогда больше не связываться с тёмными силами.
Повесть заканчивается фразой:
«Аминь»