«Мертвые души» — краткое содержание для итогового сочинения

Чтобы использовать аргументы из поэмы «Мертвые души» для итогового сочинения, используйте краткое содержание, которое напомнит основные события, необходимые для примеров. Более подробный пересказ с цитатами и важными деталями размещен здесь. Приятного просвещения!

Знакомство с Чичиковым 

В провинциальный город N прибывает Павел Иванович Чичиков, обаятельный и загадочный человек, который ведет себя весьма приветливо. Он пытается завести знакомства с местными помещиками, что вызывает интерес и симпатию общества. Чичиков общается с чиновниками, знакомится с Ноздревым, Маниловым и Собакевичем. Манилов пригласил его к себе.

Суть замысла Чичикова заключается в том, что он собирается приобрести «мертвые души» — записи в «ревизской сказке» на уже умерших крестьян, которые формально числятся живыми. Цель — фиктивно увеличить свое богатство, используя такие души как залог для кредитов в Опекунском совете. Но это мошенничество, поэтому Чичиков скрывает от других людей свои мотивы и с каждым помещиком хочет поговорить без свидетелей.

Манилов

Чичиков навещает Манилова, мечтательного помещика, живущего в мире фантазий. Манилов любезно соглашается продать мертвые души, находя общество Чичикова «удивительно приятным».

Хозяйство Манилова запущено, он ничем не занимается, а лишь размышляет об отвлеченных предметах. Герой хвастается своими идеями по преобразованию края, но все они абсурдные и непрактичные. Сам же Манилов уже который год не может дочитать книгу, которая пылится у него открытой, и обтянуть два кресла дорогой материей (они уже 8 лет стоят с уродливой рогожей только потому, что у хозяина до них не доходят руки).

Манилов очень мил и любезен, но в реальности он ничем не интересуется, а все его разговоры о высоком — попытка занять собеседника и выставить себя в выгодном свете. В его манерах прослеживается чрезмерная «сахарность», уж больно он пытается угодить. Автор дает ему такую характеристику: «ни то, ни се». 

Манилов просто так подарил гостю души, так как даже не понял, зачем они ему? А Чичиков, пустив слезу благодарности, узнал дорогу к помещику Собакевичу и отбыл.

Коробочка 

В третьей главе поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя Чичиков отправляется к Собакевичу, но из-за непогоды и нерасторопности кучера случайно попадает к помещице Настасье Петровне Коробочке — вдове, которая, несмотря на свой небольшой достаток, отличается огромной бережливостью и крайней осторожностью в делах. Эта глава раскрывает не только хитроумие и упрямство Чичикова, но и портрет домовитой, расчетливой Коробочки, чей образ — одна из ярких и комичных фигур в гоголевской галерее.

Чичиков оказывается в доме помещицы, обставленном просто, но с очевидной заботой о сохранении старинных вещей и порядков. Настасья Петровна — дама «домовитая», строгая и настороженная, привыкшая заботиться о хозяйстве и не склонная к переменам. Это типичный представитель провинциальных помещиц: трудолюбива и педантична, она заботится о своем хозяйстве и боится прогадать в делах. Её осторожность и «дубиноголовость» становятся для него преградой. Чичиков меняет тактику: из сладкоречивого друга превращается в требовательного и грубоватого торговца. Настасья Петровна сразу подозревает подвох и начинает задавать вопросы, чтобы понять, не обман ли это. Она не может понять, зачем Чичикову души покойников, которые не приносят ни дохода, ни пользы, и находит затею весьма странной.

Коробочка боится «продешевить» и не соглашается на сделку с первой попытки. Она задает Чичикову бесконечные вопросы, требуя объяснений и совета, как будто дело касается чего-то ценного, а не людей, которых уже давно нет. Она опасается, что мертвые души могут подорожать. Чичиков, понимая, что настороженность Коробочки может сорвать его план, вынужден изо всех сил убеждать её, находя разные доводы и обещая деньги сразу.

После долгих и утомительных разговоров Чичикову все-таки удается убедить Коробочку. Она, уступая под натиском его доводов, соглашается продать мертвые души, но все равно делает это с сомнением. Чичиков, добившись желаемого, поспешно прощается с ней, полагая, что эта сделка была самой трудной в его затее.

Коробочка в поэме символизирует «темную» Россию, полную предрассудков, боязни перемен и привычки к устоям. Ее образ — это насмешка Гоголя над экономной, мелочной и недоверчивой натурой, лишенной способности взглянуть на жизнь шире. 

Ноздрев

В четвертой главе «Мертвых душ» Гоголя Чичиков едет к Собакевичу, но останавливается поесть в трактире и встречает Ноздрева. После уговоров он отправляется к Ноздреву — яркому, взбалмошному и бесшабашному помещику, известному своими выходками и страстью к приключениям. Ноздрев — это воплощение легкомысленного, самоуверенного авантюриста, который предпочитает азарт и шумные развлечения всем прочим заботам. Гоголь создает его образ для яркого контраста с другими персонажами поэмы: если Коробочка была осторожной, а Манилов — мечтательным, то Ноздрев не знает ни меры, ни покоя.

Чичиков встречает Ноздрева в трактире, где тот, как обычно, пытается продать и обменять то, что ему не нужно, и при этом обманывает всех вокруг. Он от природы задира и хвастун, любящий показывать себя «хозяином жизни».

Прибыв в имение, Чичиков оказывается в неряшливом доме, полном шума и неразберихи. Ноздрев живет в обстановке хаоса, а его имущество, как и сам он, нестабильно и изменчиво. Его увлечение «свежими идеями» и безответственное отношение к своим делам делают его жизнь хаотичной и полной долгов. При этом он склонен к грубости и безрассудству, обожает бравировать перед гостями и склонен к самовосхвалению.

Затеяв разговор о «мертвых душах», Чичиков осторожно предлагает Ноздреву сделку. Тот понимает, в чем дело, и не верит в выдумку Чичикова про приданое для невесты. Однако, вместо того чтобы обсудить условия, Ноздрев предлагает ему сыграть, обещая поставить души «на кон». Это смущает Чичикова, но ради достижения цели он решает согласиться на игру в шашки. Однако в игре Ноздрев начинает вести себя нечестно. Чичиков, заметив подвох, пытается уйти от этой затеи. Между ними вспыхивает ссора, и Чичиков решает, что вести дела с таким человеком просто опасно. Но Ноздрев на этом не останавливается: он оскорбляет гостя, пытается его удержать силой и обвиняет в трусости. В конце концов Чичикову удается вырваться из поместья, едва избежав физического насилия.

Ноздрев — типичный персонаж российской литературы, «человек без царя в голове», живущий одним днем и не признающий никаких правил. Его личность — это резкий контраст к остальным героям. Если Коробочка и Манилов замкнуты в своих мирах, то Ноздрев — человек-смерч, суетливый, безрассудный и склонный к конфликтам. Он нарушает нормы не только закона, но и морали. 

Собакевич

В пятой главе «Мертвых душ» Гоголя Чичиков отправляется в имение к помещику Михаилу Семеновичу Собакевичу, который резко отличается от всех предыдущих персонажей. Собакевич — это человек крепкий, грубоватый и почти животный в своей основательности, настоящий «медведь в облике человека». Он олицетворяет собой практичность и здравый смысл, лишенный каких-либо иллюзий или сентиментальности. Именно с таким человеком Чичикову предстоит заключить свою очередную сделку.

Чичиков сразу замечает, что сам облик Собакевича очень напоминает медведя: он тяжел, неповоротлив и хмур. Даже его дом словно создан, чтобы подчеркнуть силу и устойчивость хозяина: массивная мебель, сделанная из дуба, как будто специально создана на века. Этот дом кажется крепостью, такой же прочной и незыблемой, как и характер его владельца.

Собакевич, в отличие от многих других персонажей, человек прямолинейный и всегда говорит в лицо то, что думает. Он грубоват, но не двуличен, что сразу делает его встречу с Чичиковым особенной. Хозяин редко улыбается и практически не интересуется ничем, кроме своего хозяйства и быта. Он не скрывает своего пренебрежения к городскому обществу, считая всех вокруг жуликами и обманщиками.

Чичиков, начав разговор с Собакевичем, осознает, что с этим помещиком нужен особый подход. Он осторожно переводит беседу на предмет покупки «мертвых душ». Собакевич, в отличие от прочих помещиков, не удивляется этой затее и быстро соглашается обсуждать условия сделки, поскольку привык извлекать выгоду из всего.

Собакевич с хитрым прищуром говорит о покойниках так, словно они еще живы и продолжают приносить ему прибыль. Он выторговывает цену за каждую душу, и хотя Чичиков явно считает это завышенной, отказывается торговаться — Собакевич настаивает на своем. Он досконально знает имена умерших и не упускает случая похвалить их, как крепких и трудолюбивых людей, которые якобы и мертвые стоят не меньше живых. Этот расчетливый подход вызывает у Чичикова недовольство, но ему приходится согласиться на условия, чтобы продвинуть свою затею.

После долгих обсуждений Собакевич, наконец, заключает с Чичиковым сделку. Он получает за своих «мертвых» крестьян приличную сумму, которую Чичиков вынужден заплатить, несмотря на свою неохоту. Сделка завершается, и каждый остается при своем: Собакевич доволен тем, что выручил максимум, а Чичиков испытывает некоторое раздражение, осознавая, что с этим упорным и хитрым человеком было сложно заключить выгодное соглашение. Зато он выяснил, что вблизи есть большое поместье Плюшкина, где крестьяне очень часто умирают по причине маниакальной жадности хозяина.

Собакевич в поэме — символ грубой силы и незыблемой практичности, которая лишена всякого романтизма и сентиментальности. Он твердо стоит на земле, не интересуется ничем, кроме собственного хозяйства и благосостояния. Гоголь через этот образ высмеивает жадность и прагматизм, которые заставляют человека быть холодным и расчетливым, но также показывает, что такая основательность придает ему стойкость и уверенность. Встреча с Собакевичем подчеркивает различия между Чичиковым и типичным помещиком, который живет только для укрепления своего состояния. Собакевич олицетворяет собой мрачное упрямство и национальный «дубовый» характер, не поддающийся переменам и способный использовать любые обстоятельства себе во благо.

Плюшкин

В шестой главе поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя Чичиков отправляется в имение к последнему помещику, Плюшкину, чей образ становится кульминацией гоголевской сатиры на пороки и страсти человеческой натуры. Плюшкин — это человек, чья невероятная жадность и скаредность превратили его в жалкого и жалостного «страшного старика», доведенного до крайней степени духовного и физического обнищания.

По мере приближения к имению Чичиков видит, что усадьба Плюшкина отличается особой запущенностью и нищетой, которые совсем не соответствуют статусу владельца. Дом, когда-то красивый и крепкий, теперь едва держится на последнем дыхании: окна заколочены, ставни с трудом открываются, дворы завалены мусором, а окружающий его сад зарос бурьяном. Чичиков удивлен: кажется, что здесь давно никто не живет, однако вскоре он узнает, что это именно тот «богатый» помещик, у которого он рассчитывал выгодно приобрести «мертвые души».

Встретив хозяина, Чичиков поражается его внешнему виду: Плюшкин кажется ему живым воплощением нищеты и запустения. Этот человек, одетый в лохмотья, больше похож на нищего, чем на помещика. У Плюшкина скрюченные руки, впалые щеки, одутловатое лицо, на котором не читается ни следа эмоций или жизни. В своих стремлениях к накопительству и экономии Плюшкин не только перестал тратить деньги на одежду или пищу, но даже позабыл, как быть человеком. Его глаза лишены какого-либо выражения, а сердце, кажется, навсегда закрыто для тепла и сочувствия.

Плюшкин когда-то был хозяином крупного и богатого имения, но его жадность превратила его в «прореху на человечестве». Он годами собирает и складывает всякий мусор, охотно запасая ненужные и разрозненные вещи, до того, что его дом полон старого барахла и сломанных предметов. Этот накопленный «склад» вещей и продовольствия — символ его пустой, бессмысленной жизни, где все подчинено накоплению ради накопления.

Жадность Плюшкина дошла до того, что он не кормит собственных крестьян, не чинит дома и даже отказывает себе в необходимом. Его жизнь превратилась в бесконечную, бессмысленную борьбу за то, чтобы сохранить и накопить как можно больше. Гоголь через образ Плюшкина высмеивает жадность и бессмысленное накопительство, показывая, как они могут искажать человеческую душу.

Чичиков предлагает Плюшкину сделку — купить мертвые души. В отличие от других помещиков, Плюшкин воспринимает это предложение без удивления и даже с некоторой радостью. Он видит в Чичикове шанс избавиться от «лишних» крестьян, которые формально числятся за ним и требуют от него хоть какого-то содержания. При этом он готов продать души буквально за копейки, демонстрируя, что для него важнее всего — получить хоть малую выгоду из ничего.

Сделка завершается быстро и без затруднений. Плюшкин выжимает из сделки все, что может, словно выгребая последнюю крошку из закромов, и провожает Чичикова довольным, но хмурым взглядом. Для него эта сделка — возможность избавиться от того, что он считает бесполезным, и Чичиков покидает это угнетающее место, чувствуя на себе печать духовного разложения, поселившегося здесь.

Плюшкин в поэме — это мрачное предостережение Гоголя о том, к чему может привести крайняя жадность и потеря внутреннего света. Его образ становится воплощением того, как жадность может довести человека до предела, когда жизнь превращается в погоню за накопительством, лишенную смысла и радости. Гоголь показал Плюшкина не только как карикатурного скупца, но и как трагический символ человека, потерявшего человечность ради мнимого богатства.

Через Плюшкина Гоголь раскрывает одну из главных тем поэмы — деградацию человека, утратившего не только благополучие, но и всякий смысл существования.

Возвращение в город, разоблачение и отъезд

Чичиков завершает покупку душ и возвращается в город, где его приветствуют как «состоятельного помещика». Однако слухи начинают разрастаться, и жители города начинают догадываться о странной затее.

Благодаря сплетням Ноздрева и глупой выходке Коробочки, которая приезжает в город, чтобы узнать курс покупки мертвых душ, раскрываются истинные намерения Чичикова, и он становится объектом насмешек и подозрений. Вскоре он вынужден покинуть город, чтобы избежать позора и возможного преследования.

Поэма завершена лишь частично, но задумывалась Гоголем как «русская комедия нравов». «Мертвые души» — сатирическое произведение, вскрывающее пороки общества, жадность и порочность людей, отдаляющихся от нравственных основ.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *