Краткое содержание цикла “Маленькие трагедии” (А.С. Пушкин)
Многомудрый Литрекон всем советует беречь время и повторять прочитанное по кратким пересказам. “Маленькие трагедии” в сокращении будут полезны тем, кто плохо помнит сюжет и путает основные события. Здесь все описано подробно и точно. Приятного просвещения!
Содержание:
Скупой рыцарь
У Литрекона есть более подробный краткий пересказ с отзывом и анализ книги «Скупой рыцарь».
Сцена 1
Альбер беседует со слугой Иваном о скупости своего отца. Он не дает денег сыну, поэтому Альберу нечего надеть и стыдно появиться на турнире. Его унижает, что причиной подвигов на ристалище является уже не доблесть, а обида на других участников турнира за испорченное снаряжение.
Слуга сетует, что ростовщик Соломон больше не дает денег в долг без залога. Вскоре приходит он сам и жалуется, что никто из рыцарей не платит ему по счетам. Это его разоряет. Слова Альбера для него недостаточно, потому что он может погибнуть в любой схватке, а вот его отец может прожить долгую жизнь. Альбер жалуется, что его отец готов есть черствый хлеб, а в сундуках у него полно золота. Юноша жаждет стать наследником поскорее и распорядиться богатством.
Ростовщик подает рыцарю идею: отравить старика. Альбер в негодовании выгоняет ростовщика, но берет у него денег под расписку. Он решает найти управу на отца, пользуясь законными методами.
Сцена 2
Барон находится в своем хранилище с золотом и получает удовольствие от этого зрелища. Деньги — его единственная страсть и отрада. Он знает, что все продается и все покупается:
“Я знаю мощь мою: с меня довольно Сего сознанья..”
Барон вспоминает, как сегодня вдова с тремя детьми принесла ему монету и горько плакала. Но он не был тронут ее мольбой: пускай отдает долг мужа!
Открывая сундуки, барон испытывает блаженство и трепет. Как убийца получает удовольствие от процесса убийства, так и барон чувствует радость от открытия сундуков, которые хранят столько человеческой боли. Но одно смущает его покой: после его смерти богатством завладеет непутевый сын! Он же все растранжирит, а ведь даже не потрудился их заработать. Барон жалеет, что не сможет охранять сундуки с золотом после своей смерти.
Сцена 3
Альбер просит у герцога, чтобы он вразумил его отца. Тот понимает юношу и обещает поговорить с бароном. В это время приходит барон, Альбер уходит в соседнюю комнату.
Герцог решил зайти издалека и спросил, почему отец и сын редко посещают балы и вечера? Барон объяснил это старческой немощью, а сына назвал угрюмым и диковатым. Тогда герцог приказал прислать сына ко двору и назначить ему достойное содержание. Скупердяй нахмурился и сказал, что сын недостоин внимания герцога, так как порочен. Герцог настаивал, и старик выдумал очередную отговорку: сын якобы хотел его убить.
Альбер в негодовании выбегает из соседней комнаты и объявляет отца лжецом. Тот бросает ему вызов. Герцог пытается примирить сына с отцом, ему стыдно за то, как они себя ведут. Герцог упрекает Альбера и выгоняет его. Потом он увещевает отца, но тому от волнения становится плохо. Барон умирает, но перед смертью думает только о своих сундуках с золотом. Герцог восклицает: “Ужасный век, ужасные сердца!”.
Моцарт и Сальери
Более подробное краткое содержание книги “Моцарт и Сальери“ представлено тут. А еще у нас есть анализ по плану.
Сцена 1
Сальери жалуется на отсутствие справедливости в мире: ему не досталось таланта, хотя он очень много трудился над созданием музыки.
“Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп”
Сальери много работал и добился успеха. Он никогда не завидовал коллегам, но когда появился настоящий гений — Моцарт — герой стал отчаянно завидовать его мастерству.
Внезапно появляется веселый Моцарт и показывает Сальери старика, который грубо коверкает его музыку, играя на скрипке. Моцарту смешно, а Сальери досадно. Но Моцарт пришел не ради старика. Он хотел показать очередную “безделицу”, которую написал накануне. Сальери восхищается этой мелодией, удивительно, как Моцарт мог написать такое “случайно”. Сальери приглашает коллегу в трактир, Моцарт соглашается и идет предупредить жену об этом.
Оставшись наедине с собой, Сальери принимает решение убить Моцарта, ведь он не оставляет искусству простора для развития.
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Сальери достает яд и вспоминает, что уже 18 лет носит его с собой. Все время он откладывал его применение, хотя не раз думал об отравлении врага или даже самоубийстве. Теперь час пробил.
Сцена 2
Сальери и Моцарт сидят в трактире. Моцарта тревожит, что три дня подряд к нему приходил таинственный незнакомец, но не заставал его. На третий день он увидел Моцарта и заказал ему реквием (предсмертную песню). Моцарт почти его закончил, получилось очень хорошо, но заказчик пропал. Моцарт зовет его “черным человеком” и жалуется, что теперь его образ везде преследует его.
Далее приятели говорят о Бомарше — писателе. Ходят слухи, что он кого-то отравил, но Моцарт считает, что “гений и злодейство — две вещи несовместные”. Сальери добавляет яд в стакан Моцарта и выслушивает дружеский тост.
Сальери от напряжения заплакал, но чувствовал, что выполнил свой долг. Моцарт на прощание сыграл свой реквием и сказал, как повезло ему чувствовать гармонию и писать музыку.
Сальери же беспокоят лишь слова Моцарта о злодействе и гении. Неужели он, Сальери, все-таки не гений? Он судорожно ищет оправдания в истории.
Каменный гость
У нас уже есть анализ и краткое содержание книги “Каменный гость” в развернутом виде. А еще анализ по плану.
Сцена 1
Дон Гуан беседует со слугой Лепорелло о предстоящем свидании с Лаурой. Ему нужно скрыть свою внешность, ведь король выслал его из Мадрида из-за скандала. Дон Гуан убил командора, и теперь его семья хочет отомстить. Но в ссылке ему было скучно, поэтому он вернулся тайно.
Близ монастыря Дон Гуан случайно встречает Дону Анну — красивую и молодую вдову убитого им командора, которая искренне скорбит о муже. Дон Гуан решает познакомиться с ней, хотя это сложно: Анна не общается с мужчинами и носит траур.
Сцена 2
Лаура — актриса и певица. Ее окружают поклонники. Когда она вспоминает о Доне Гуане, ее гости начинают ругать его. Дон Карлос, брат покойного командора, возмущен одним упоминанием его имени. Лаура осаживает его — она не из робких.
После посиделки Лаура приглашает Карлоса на ночь. Он заставляет ее задуматься о том, что с ней будет через несколько лет, когда ее красота померкнет? На это Лаура отмахивается, ведь сейчас ей хорошо, зачем думать о завтрашнем дне?
В этот момент к Лауре приходит Дон Гуан. Карлос вызывает его на поединок сейчас же. Дон Гуан легко убивает его. Лауру волнует лишь вопрос о том, куда девать труп? Гуан предлагает утром вынести его на перекресток.
Сцена 3
Дон Гуан притворяется отшельником при монастыре и ищет возможности познакомиться с Анной. Они начинают разговаривать. Дон Гуан признается, что он не монах, и поражает женщину своими речами о раскаянии и наказании. Он якобы не имеет надежды заслужить ее любовь, поэтому просит Анну убить его. Она ошеломлена, хочет закончить эту сцену любой ценой и соглашается на свидание, но с условием, что незнакомец будет “хранить к ней уважение” и держать себя в руках. Дону Гуану это и было нужно.
На обратном пути слуга говорит Дону Гуану, что статуя покойного командора как-то мрачно и странно выглядит, как будто ревнует жену. Дон Гуан смеется и говорит, что приглашает памятник к Доне Анне завтра вечером. Слуге показалось, что каменный командор поклонился в ответ. Дон Гуан куражится и просит статую встать на дверях, чтобы их с Анной никто не потревожил.
Сцена 4
Дон Гуан пришел к Анне. Она рассказала, что вышла замуж по требованию матери и по расчету: ее семья нуждалась в деньгах. Дон Альвар, впрочем, относился к жене хорошо: не изменял, но был ревнив. Гуан продолжает разговор о муже и открывает свое настоящее имя его вдове. Он разыгрывает комедию, что раскаялся и готов ступить на стезю добродетели, но только если любовь Анны его поддержит и благословит. Женщина шокирована, она гонит его прочь, но он настаивает на том, что впервые в жизни полюбил и готов на жертвы. Анна беспокоится, что Гуан не выйдет из дома живым. Он умоляет ее о новом свидании. Она соглашается из-за “слабости сердца”.
Но тут в комнату входит каменный гость. Анна падает в обморок, а Дон Гуан погибает от каменной хватки статуи.
Пир во время чумы
Литрекон уже подготовил анализ книги и ее подробное краткое содержание.
На улице накрыт стол, пируют мужчины и женщины. Молодой человек вспоминает Джаксона, который всех веселил, но умер от чумы, как и многие. За него выпили молча. Председатель просит Мери спеть грустную песню, чтобы потом начать веселиться. Мери спела о том, что произошло в деревне: прекрасная жизнь разрушена эпидемией, теперь везде разруха и запустение. В песне героиня по имени Дженни молит жениха не подходить к ней, если она заболеет, ведь зараза везде. Она призывает Эдмонда покинуть селение и прийти после чумы, чтобы навестить ее прах. Мери потеряла родителей и осиротела.
Ее грубо прерывает Луиза. Она уверена, что Мери специально всегда плачет и жалуется, чтобы привлечь к себе внимание. Внезапно Луиза падает в обморок от стука колес похоронной телеги. Мери приходит ее в чувства. Луизе привиделись демоны.
Чтобы развеять тоску, председатель запел песню — шуточный гимн чуме. Он призывает сотрапезников утопить горе в вине и страсти. Приходит священник и упрекает компанию в безбожии. Пока все молятся о спасении, эти люди лишь гневят Бога и всех подставляют. Священник вспоминает, что еще недавно председатель (по имени Вальсингам) похоронил мать, а теперь уже веселится. Она рыдает на небесах от такого кощунства. Юноша отвечает:
…Я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего,
И ужасом той мертвой пустоты,
Которую в моем дому встречаю.
Он считает, что уже поздно его спасать, он безнадежно пал в разврат и утратил надежду на вечное спасение. Несмотря на все просьбы священника, председатель остается на застолье.