5 глава романа «Обломов» кратко
Пятая глава представляет собой «Сон Обломова» — рассказ о его детстве и юности в родной Обломовке. Этот знаменитый эпизод является ключевым для понимания характера героя, так как показывает истоки его лени, апатии и страха перед жизнью. Сон объясняет, как среда и воспитание сформировали личность Ильи Ильича. Здесь Вы найдете краткий пересказ фрагмента. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!
Кратчайшее содержание
Глава представляет собой сон Обломова о его детстве в родной деревне Обломовке. Это идиллический, но застывший во времени мир, где главными ценностями являются еда, сон и полное отсутствие каких-либо усилий. Родители и вся многочисленная дворня чрезмерно опекают маленького Илью, оберегая его от малейшей активности, труда и познания окружающего мира.
В этом сне показаны корни характера взрослого Обломова. Жизнь в Обломовке приучила его к тому, что все желания исполняются другими, что любое усилие — это зло, а идеал существования — это покой и безмятежность. Этот детский опыт навсегда определил его страх перед жизнью и неспособность к действию.
Подробный пересказ
Сон переносит Илью Ильича в его детство, в родную Обломовку. Это «благословенный уголок», где нет ни моря, ни гор, ни диких лесов — ничего грандиозного и тревожного. Жизнь здесь течет плавно и лениво, подобно спокойной реке. Главные занятия обломовцев — сон и еда. Весь день расписан по приемам пищи, после которых весь дом погружается в долгий, всеобщий сон.
Маленький Илюша — живой и любознательный ребенок, он хочет бегать, исследовать мир, резвиться. Однако вся система воспитания в Обломовке направлена на то, чтобы подавить в нем эту активность. Родители, няньки и слуги души в нем не чают, но их любовь проявляется в тотальной опеке. Его постоянно одергивают: «Не беги, упадешь!», «Не трогай, не ходи туда». Ему запрещено самому одеваться, умываться, делать любую работу.
Главный принцип обломовского воспитания — оберегать ребенка от умственного и физического труда. Жители Обломовки относятся с глубоким подозрением ко всему, что выходит за рамки их рутины, особенно к науке и образованию. Книги для них — источник ненужной и вредной суеты. Они видят в учебе тяжелую повинность, которую нужно избегать любыми способами (например, под любым предлогом не пускать Илюшу в школу). В результате у ребенка формируется представление, что жизнь — это непрерывный покой и безделье, а любое усилие, движение и знание — это наказание.
Такой образ жизни и система воспитания привели к тому, что природная живость и любознательность Ильи были задавлены. Он усвоил, что все его потребности будут удовлетворены другими без малейших усилий с его стороны. Обломовка сформировала в нем фундаментальный страх перед жизнью, неспособность к самостоятельным решениям и волевым поступкам. Этот «обломовский» дух, воплощенный в лени, апатии и поиске покоя, стал сутью характера взрослого Ильи Ильича. Сон заканчивается, но читателю становится ясно, что Обломов так и не проснулся по-настоящему, навсегда оставшись в уютном плену своего детства.
