«Моцарт и Сальери» читательский дневник кратко
«Моцарт и Сальери – пьеса Александра Сергеевича Пушкина, состоящая из двух сцен. Недаром она входит в цикл его произведений с говорящим названием «Маленькие трагедии» (это название, кстати, сборнику небольших пьес дали его первые издатели, а не сам А.С. Пушкин). В несколько страниц автор умещает историю убийственной зависти чужому таланту, утверждая: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Несмотря на свой крайне небольшой размер, трагедия «Моцарт и Сальери» затрагивает широкий круг тем и проблемных вопросов. В ней молодой А.С. Пушкин спроецировал свой философский взгляд на талант творческого человека, на феномен гениальности и наконец – на зависть как один из сильнейших человеческих пороков. Многомудрый Литрекон делится своим читательским дневником по этому произведению. Приятного просвещения!
Содержание:
Главное о произведении
Первые наброски трагедии «Моцарт и Сальери» её автор сделал ещё в Михайловском в 1826 году. Однако как полноценное произведение она оформилась только в 1830, во время одного из наиболее плодотворных периодов в творчестве А.С. Пушкина – так называемой Первой Болдинской осени. Впервые в печати произведение появилось в выпуске альманаха «Северные цветы» за 1832 год. Интересно, что тридцать лет известный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков несколько преобразует текст трагедии и превратит его в либретто для одноимённой оперы.
- Полное название: «Моцарт и Сальери»
- Автор: Александр Сергеевич Пушкин
- Дата создания: 1830 год.
- Жанр: трагедия
- Главная мысль: гений и злодейство – несовместимые понятия, а зависть – губительное чувство и для её объекта, и для самого завистника.
- Новые для меня слова: Моцарт, Сальери (фамилии известных композиторов, творивших на рубеже XVIII-XIX веков, орган (духовой музыкальный инструмент с клавишами), реквием (в католической церкви месса за упокой, в культуре – произведение с похоронными мотивами), гений (высочайшие интеллектуальные или творческие способности; человек, обладающий такими способностями).
Кратчайшее содержание
Первая сцена открывается монологом Сальери о творчестве, таланте, гении и зависти – в первые же минуты он признаётся самому себе и читателям в том, что мучительно и неудержимо завидует гению Моцарта, который простодушно считает Сальери ближайшим другом.
Сразу после этого монолога в комнате появляется Моцарт. Вслед за ним входит старик со скрипкой, он кое-как наигрывает мелодии из произведений Моцарта. Неуклюжая игра скрипача смешит автора музыки, в то время как Сальери возмущает такое отношение Моцарта к собственному гению. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». На эту реплику друга великий гений лишь отшучивается.
Моцарт покидает друга, и, оставшись в одиночестве, Сальери принимает решение его отравить, мотивируя это тем, что Моцарт жесток по отношению к другим творцам музыки:
«Что пользы в нём? Как некий херувим,
Он несколько занёс нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!»
Вторая сцена начинается с обеда Моцарта и Сальери в трактире Золотого Льва. Моцарт, будто что-то предчувствуя, делится с другом своими страхами: уже несколько дней ему не даёт покоя Requiem (Реквием), который он пишет по заказу некоего человека в чёрном. Он не знает, кто скрывается под тёмными одеяниями, и ему кажется, будто неизвестный его преследует.
Сальери бросает в стакан Моцарта яд, тот, ни о чём не подозревая, пьёт за здоровье друга и садится за фортепьяно. Он небрежно наигрывает свой Requiem, заставляя Сальери заплакать. Почувствовав недомогание, Моцарт удаляется. Сальери провожает его, зная, что тут больше не проснётся, поражённый недавними словами Моцарта:
«Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные».
Вот более подробное краткое содержание книги.
Главные герои
Пора себе напомнить, какими были главные герои произведения «Моцарт и Сальери»?
- Моцарт – великий композитор, гений, не осознающий своей гениальности, простодушный и открытый человек, считающий Сальери другом.
- Сальери – талантливый, но жестокий человек, композитор, безудержный завистник и отравитель Моцарта.
- Старик со скрипкой – эпизодический персонаж, появляется, чтобы продемонстрировать читателю легкомысленное отношение Моцарта к собственному таланту – гений себя недооценивает.
План книги
Сальери признался самому себе в том, что безудержно завидует гению своего друга Моцарта. Что было дальше?
- Моцарт появился в компании со старым скрипачом и посмеялся над попытками музыканта исполнить его, Моцарта, произведение. Это очень возмутило Сальери.
- Моцарт ненадолго покинул друга, чтобы предупредить жену о том, что будет обедать не дома. Оставшись один, Сальери принимает решение отравить Моцарта.
- Обед двух «друзей». Моцарт рассказал Сальери о таинственном человеке в чёрном и о Реквиеме, который тот ему заказал.
- Сальери добавил яд в напиток Моцарта.
- Моцарт, ничего не подозревая, пьёт за здоровье друга, встаёт из-за стола и исполняет на фортепиано свой Реквием. Сальери плачет.
- Моцарт уходит, чувствуя недомогание. Сальери ошарашен его мудростью о гении и злодействе.
Чему учит?
В этой «маленькой» трагедии А.С. Пушкина нет поучительного пафоса как такового. Однако пьеса «Моцарт и Сальери» заставляет задуматься о многом – о дружбе, о доверии, о зависти, наконец, о гении и злодействе. Каждая реплика героев достойна подробного анализа, поскольку в ней сокрыто множество смыслов.
Лично меня трагедия «Моцарт и Сальери» научила присматриваться к людям в моём окружении и не доверять всем и каждому, как это делал Моцарт. Его легкомыслие, как и порочность завистника-Сальери, заставляет читателя обратить внимание на проблемы собственного характера.
Более подробно мораль и смысл произведения освещены в анализе книги по плану.
Отзыв
«Моцарт и Сальери» Пушкина мне показалась очень интересной и заставляющей задуматься. Эта книга о двух гениальных музыкантах, которые, хотя и живут музыкой, видят её по-разному. Моцарт создаёт свою музыку легко и с радостью, как будто всё у него само собой получается, а Сальери трудится над каждым звуком, не понимая, почему Моцарту дан такой дар. В итоге зависть разрушает Сальери, и он делает выбор, который оборачивается настоящей трагедией. Мне понравилось, что Пушкин не просто рассказывает историю, а заставляет задуматься о зависти, таланте и том, как важно не терять себя в погоне за чужими достижениями.
Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», на мой взгляд, одно из сильнейших произведений этого автора. Несмотря на свой маленький объём, произведение охватывает широкий круг тем и проблем, заставляет заглянуть внутрь себя и всерьёз задуматься о дружбе, зависти, ненависти, гениальности и порочности, злодействе. Многие фразы из этой трагедии уже стали хрестоматийными, их афористичность и меткая мудрость поражают воображение.
Автор: Фаина Пастернак