«Леля и Минька» читательский дневник кратко

Многие авторы подарили маленьким читателям детские книги, основываясь на собственных детских воспоминаниях. Среди них выделяется Михаил Зощенко. И неудивительно. Потому что этот автор свои рассказы, включенные в цикл «Леля и Минька», писал не как взрослый человек, а как тот самый маленький Минька. Многомудрый Литрекон считает это огромным плюсом. М. Зощенко не распрощался с маленьким собой. Автор всю жизнь оберегал маленького себя в своем сердце. И именно поэтому его рассказы такие яркие, живые. Многомудрый Литрекон искренне рекомендует выбрать время и прочесть все рассказы в оригинале. А пока он подготовил для Вас читательский дневник по всему циклу. Здесь Вы найдете и краткий пересказ всех рассказов, и характеристику героев, и план для каждой истории, и разделы «отзыв», «чему учит автор». Полученной информации вполне хватит для формирования собственного мнения. Однако не поленитесь и все же прочитайте цикл «Леля и Минька» в оригинале. Вы точно не пожалеете. Приятного просвещения!

Главное о произведении

Многомудрый Литрекон предлагает начать с заполнения небольшого списка. Много времени это не отнимет, а информация может пригодиться при дальнейшей работе над книгой:

  • Полное название: «Леля и Минька».
  • Автор: Михаил Зощенко.
  • Дата создания: 1937-1940.
  • Жанр: цикл рассказов, реализм.
  • Главная мысль: Дети – это маленькие люди. Конечно, они должны слушать взрослых. Но и взрослые должны помнить, что эти человечки – пока что дети, они только познают мир и учатся жить. Им нужно помогать, направлять их. И даже когда дело доходит до наказания, необходимо сохранять меру.

Кратчайшее содержание

Цикл рассказов посвящен детству Лели и Миньки, их проделкам и приключениям. У каждого рассказа свой сюжет, пересказывать здесь каждый из них довольно долго. Поэтому Многомудрый Литрекон призывает Вас ознакомиться с кратким содержанием всего сборника, расположенным тут.

Например, рассказ «Тридцать лет спустя» очень тяжелый. Начинается он с предыстории. М. Зощенко делится с читателями, как вспомнил эту историю. Далее следует самое интересное – главное повествование. Минька в детстве часто болел и родители его постоянно баловали. Леля этому сильно завидовала. Девочка обладала хорошим здоровьем, что сильно ее огорчало. Однажды она даже пошла на обман, чтобы и ее пожалели. Но обман раскрылся и Лелю наказали. Девочку лишили родительского внимания. А ведь именно его Леля и хотела получить. Ей не нужны были сладости и игрушки. Только родительская любовь. Однако родители этого замечать не хотели. 

Михаил Зощенко навестил сестру спустя 30 лет, когда работал над своими произведениями. И узнал эту страшную тайну – недостаток внимания. Леле было обидно из-за этого. При этом она не испытывала ненависти к младшему брату даже в детстве. Да и к родителям героиня относилась неплохо, несмотря на обиды. 

Главные герои

Цикл рассказов «Леля и Минька» немаленький, однако главных героев в нем немного. В определенных рассказах их характеристика может меняться, но если постараться собрать всю полученную информацию, можно выделить следующее:

  • Минька – Михаил Зощенко. В рассказах он еще маленький мальчик, который только «пробует жизнь на вкус». Минька довольно любознательный, временами робкий, а порой даже хитрый. Но он хорошо запоминает все полученный жизненные уроки и приходит к правильным выводам.
  • Леля – старшая сестра Миньки. Очень сообразительная и стойкая девочка. В некоторых рассказах, особенно самых первых, может показаться, что Лиля избалованная, завистливая и наглая. Но не стоит спешить с выводами. По мере прочтения всего цикла становится ясно, почему Лиля не всегда ведет себя красиво. И в финале героиня видится умным и просто живым человеком, который испытывает эмоции, чувства. И потому порой обижается и завидует. Всему есть причины.
  • отец и мать Лели и Миньки – любящие родители. Они стараются дать своим детям все самое лучшее, научить их основам жизни, правильно воспитать. Правда далеко не всегда им удается рассудительно подходить к вопросу о воспитании, что приводит к страшным ошибкам, которые в свою очередь оставляют след в сердцах их детей.

План книги

Даже для сборника произведений нетрудно составить план для пересказа. Весь сборник стоит разбить по отдельным произведениям и строить для них свои небольшие планы. Так мы и поступим со сборником «Леля и Минька».

«Не надо врать»:

  1. Минька в гимназии и первая единица.
  2. Страх перед наказанием и необдуманные решения.
  3. Забытый дневник.
  4. Минька получает два новых дневника.
  5. Минька выбирает подарок и врет.
  6. Обман раскрыт.
  7. Мораль в качестве наказания.
  8. Минька раскаивается и признается в другом вранье.
  9. Отец Миньки рад, что его сын не врун.
  10. Леля получает наказание.
  11.  Учитель убеждается, что Минька не обманщик, а сам Минька решает больше никогда не врать.

«Галоши и мороженое»:

  1. Любовь Лели и Миньки к мороженому.
  2. Старая галоша.
  3. Удачная сделка.
  4. Земляничное мороженое.
  5. Мало сладкого.
  6. Леля придумывает, как еще достать денег.
  7. Хитрый тряпичник.
  8. Новая сделка.
  9. Пропажа.
  10. Дети пытаются выкрутиться, но ничего не выходит.
  11.  Суровое наказание.
  12.  Усвоенный урок, который автор помнит спустя долгие годы.

«Бабушкин подарок»:

  1. Бабушка Лели и Миньки.
  2. Какой хороший Минька и какая нехорошая Леля.
  3. Нечестный подарок.
  4. Обида Лели.
  5. Бабушка недовольно внучкой, но за девочку заступился отец ребят.
  6. Минька пытается похвалиться перед взрослыми.
  7. Отец преподает Миньке важный урок.
  8. Минька все понимает и старается исправиться.
  9. Обиженная Леля сталкивается с последствиями.

«Тридцать лет спустя»:

  1. Неожиданное воспоминание.
  2. Как все было. Начало. Повышенное внимание к Миньки из-за его слабого здоровья.
  3. Леля завидует.
  4. Родители уходят в театр, а дети играют в бильярд.
  5. Хитрый план Лели.
  6. Леле плохо.
  7. Родители возвращаются и пугаются.
  8. Обман раскрыт.
  9. Леля наказана.
  10. Возвращение в настоящее.
  11.  Михаил Зощенко отправляется проведать сестру.
  12.  Тайна Лели.
  13.  Автор показывает сестре свою любовь.
  14.  Счастливый финал истории и урок, который писатель усвоил в зрелом возрасте.

«Находка»:

  1. Леля и Минька разыгрывают прохожего.
  2. Шалость не останется безнаказанной.
  3. Миньке дерут ухо.
  4. Мать хочет отплатить прохожему, но ее останавливает отец ребят.
  5. Отца никто не понимает.
  6. Спустя годы.
  7. Трудности на пути Михаила Зощенко.
  8. Совсем без денег и кошелек на дороге.
  9. Новые дети, старые шалости.
  10. Злость Михаила.
  11.  Воспоминания и иное решение автора.
  12.  Разрешение проблем.

«Елка»:

  1. Предстоящий праздник.
  2. Яблоко и пастилки с елки.
  3. Гости приходят.
  4. Ссора. Недостойное поведение Лели и Миньки.
  5. Мама ребят ссорится с гостями, гостей выгоняют.
  6. Леля и Минька продолжают бесчинствовать.
  7. Отец принимает верное решение: праздник отменен.

«Великие путешественники»:

  1. Степка собирает команду в кругосветное путешествие.
  2. Леля и Минька берут сборы вещей на себя.
  3. В путь!
  4. Первый день путешествия невероятно трудный. Минька в канаве и прожорливый Тузик.
  5. Привал с осами.
  6. Путешествие продолжается.
  7. Ночь в лесу.
  8. План Лели и Миньки.
  9. Кругосветное путешествие длиной в один день.
  10. Дети дома.
  11. Жестокое наказание для Степки.
  12.  Новый день и продолжение веселья.

«Золотые слова»:

  1. Любимое развлечение Лели и Миньки – ужинать с взрослыми.
  2. Некрасиво влезать в чужие разговоры.
  3. Наказание.
  4. Конец наказания. Леля и Минька снова могут проводить время с гостями, но за столом они должны молчать.
  5. Вкусный ужин, начальник отца, кружка чая и ледяное масло.
  6. Чай гостя теперь с сюрпризом.
  7. Гость уверен, что его отравили, но в его чае просто масло.
  8. Разборки с детьми. Леля и Минька рассказывают, как было дело.
  9. Отец объясняет детям, что не всегда нужно молчать, даже если приказали.

Чему учит?

Несмотря на то, что М. Зощенко писал свои рассказы для детей, трудно назвать цикл «Леля и Минька» веселым и легким. Многие рассказы читать тяжело. Некоторые при прочтении могут даже испытать душевную боль, настолько сильны переживания за главных героев. 

Например, в финале рассказа «Тридцать лет спустя» писатель прямо говорит о необходимости уделять внимание всем людям. Правда там есть слова, что по крайней мере хорошие люди заслуживают внимания и понимания. С этим утверждением автора не все согласятся. Все просто. Не существует хороших и плохих людей. Это живые существа, личности, со своими радостями, переживаниями. У людей бывают поступки, плохие или хорошие. По-другому не бывает. Даже взять преступника, найдутся веские причины для такого поведения. Да, этот рассказ поучительный, но очень тяжелый. Сложно понять жестокость родителей Лели и Миньки. И ведь сколько таких «лель», которые для самых близких, казалось бы, людей – ненужный пустой декор? Очень много.

Еще один рассказ из цикла не оставляет после себя приятные впечатления. Это рассказ «Находка». Леля и Минька решили разыграть прохожего, оставив на улице яркую коробку. Внутри коробки были лягушка и паук. По улице удачно шел прохожий. Он безумно обрадовался своей «находке». И рассердился, увидев содержимое. Этот человек оттаскал Миньку за ухо. А отец ребят дополнительно отругал своих детей за такой розыгрыш. Поведение отца Лели и Миньки в данной ситуации вызывает ряд вопросов. За что ругал? Почему так среагировал? Что плохого в детской забаве? Ответы на них мужчина читателям не дал. Сказал только, что Леля и Минька сами все поймут, когда вырастут. Поняли ли они? Да. Михаил Зощенко точно понял. Понял, что его отец был не прав. И прохожий тоже был не прав.

Михаил Зощенко сам попал в похожую ситуацию. Уже взрослый, он обнаружил кошелек на дороге и хотел его поднять. Но дети в кустах потянули за ниточку и кошелек «убежал». Первым порывом автора было оттаскать хулиганов за уши. И в этот момент он вспомнил случай из детства, а также слова отца. Да, он определенно его понял, только по-своему. И если разобраться, М. Зощенко поступил правильно, когда медленно побрел дальше. Очень здорово, что, вспомнив свою шалость, он испытал стыд за свою агрессию здесь и сейчас. Потому что в подобных розыгрышах нет ничего плохого. Дети просто развлекаются. Даже неясно, стоит ли говорить им, что они поступают неправильно. А неправильно ли?

Отец героев был убежден в том, что так шутить нельзя. И снова к нему появляются вопросы. Только теперь уже к его личностным качествам. Откуда у него такая реакция? Такая озлобленность. Не потому ли, что он когда-то сам попался на такую уловку? Если да, то назвать его «хорошим» человеком сложно. Очень странно, что в этом рассказе М. Зощенко не затронул одну немаловажную тему, которую как раз стоит обсуждать с детьми. Нельзя брать чужое. Если кошелек или коробка лежит на дороге, ее нельзя присваивать себе. Что если хозяин вещь обронил, и теперь ищет? Находку можно забрать домой и дать объявление. Или отнести в магазин с просьбой передать хозяину, если такой обнаружится. При условии, что продавец – человек добропорядочный. Но присваивать себе чужое нельзя. И, возвращаясь к отцу М. Зощенко, что он за человек? Судя по его реакции, неудивительно, если бы он стал тем самым «прохожим», который довольно потирая руки, заберет вещь с улицы себе. Словом, цикл «Леля и Минька» заставляет задуматься о многом.

Отзыв

Цикл рассказов, конечно, хорош. Он оставил после прочтения весь спектр эмоций. И автор прекрасно учит читателей на собственном примере. Но не всегда я согласна с ним. Например, мне откровенно не понравился рассказ «Галоши и мороженое». Автор делится с читателями тем, что обманывать и воровать нехорошо. Он никак не упрекает своих родителей, хотя мне кажется, что стоило бы. Естественно, не скажу, что полностью оправдываю Лелю и Миньку. Они поступили нехорошо, когда вынесли галоши из дома и продали их. Опять же, это дети, которые просто хотели сладкого. Мое отношение к тряпичнику в этом рассказе крайне негативное. Подлый скользкий человек, который без зазрения совести надует ребенка. Он подначивал ребят, чтобы они принесли ему еще галош, а потом, когда они пошли ему навстречу, сославшись на то, что обувь непарная, этот тип несправедливо сбил цену. Очень обидно, что он ушел безнаказанно.

К родителям Лели и Миньки у меня есть вопросы. Нет, эпизод, где их отец пригрозил сыну и дочери, меня восхитил. Хороший ход, который позволил без всяких проблем вывести детишек «на чистую воду». А вот с наказанием однозначно перебор. Да, обманывать и воровать нехорошо. Однако лишать детей сладкого на два года – это слишком. Неоправданная жестокость. Едва ли Леля и Минька усвоили урок. Точнее, конечно, усвоили. Но из тех же слов автора понятно, что такое наказание сильно отразилось на восприятии автора. Два года, даже год – это слишком долго. Наказание было бы справедливым, если бы оно длилось от нескольких недель до трех месяцев. Примерно. Даже пол года ребята могли бы потерпеть, хотя и такой период для любителей холодных сладостей покажется бесконечностью. Я разочарована. Пример родителей главных героев в этом рассказе мне сильно не понравился. Мои впечатления совсем не хорошие, я чувствовала себя обманутой. Но есть и позитивные нравственные уроки. Они заключаются в том, что всему есть мера. Даже когда речь идет о воспитании и наказании. Нельзя перебарщивать.

В цикле есть и действительно позитивные рассказы. Например, «Не надо врать» и «Великие путешественники». Эти истории поучительные, занятные и яркие. К сожалению, остальные шесть рассказов назвать яркими нельзя. Хотелось бы выделить рассказ «Елка». Странно уже то, что мне хочется поговорить не о главных героях, а об их родителях. Леля и Минька – прекрасные ребята. И мне просто за них обидно. Вопросы к их маме и папе у меня все не заканчиваются. Они их то постоянно ругают и наказывают, то ведут себя еще хуже, как в рассказе «Елка». Вроде бы, судя по названию, история обещает быть праздничной и веселой. Вовсе нет. Леля и Минька ведут себя отвратительно. Объедают сладости, ломают подарки, а потом хамят гостям. Минька так вообще бьет четырехлетнего мальчика. Как поступили бы адекватные родители? Наверняка извинились бы перед гостями, а нарушителей порядка здорово отругали бы и наказали. Что делает мать Лели и Миньки? Встает на защиту своих детей и ругается с гостями. Но ведь это не та ситуация, где Леля и Минька нуждались в поддержке и защите. Эта женщина, их мать, своим поведением буквально потакала их хамству, наглости и бессовестности. Очень странная женщина. Когда ее сын открыто подлизывался к взрослым в рассказе «Бабушкин подарок», она восхищалась им. Когда Леля, желая получить внимание, притворилась больной, эта женщина дочь жестоко наказала. А здесь она потакает их ужасному поведению.

Спасибо отцу ребят. Случай с елкой – тот случай, когда детей нужно было наказать. Отец поступал глупо, жестоко наказывая за притворство с болезнью и за проданные галоши. Но в этот зимний праздник он поступил верно. Оправдать Лелю и Миньку невозможно. И отмена праздника – лучшая плата за устроенное «шоу». Стоило бы еще жену без подарков оставить. Все же она вела себя еще хуже детей.

В заключение добавлю: мое мнение сводится к тому, что цикл рассказов «Леля и Минька» стоит прочесть каждому. Несмотря на полученные негативные эмоции в некоторых рассказах, я буду рекомендовать данную книгу всем друзьям и знакомым. Ведь несмотря ни на что, все рассказы интересные, поучительные, а у М. Зощенко прекрасный слог.

Автор: Елизавета Гориславец

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *