«Леля и Минька» читательский дневник кратко
Многие авторы подарили маленьким читателям детские книги, основываясь на собственных детских воспоминаниях. Среди них выделяется Михаил Зощенко. И неудивительно. Потому что этот автор свои рассказы, включенные в цикл «Леля и Минька», писал не как взрослый человек, а как тот самый маленький Минька. Многомудрый Литрекон считает это огромным плюсом. М. Зощенко не распрощался с маленьким собой. Автор всю жизнь оберегал маленького себя в своем сердце. И именно поэтому его рассказы такие яркие, живые. Многомудрый Литрекон искренне рекомендует выбрать время и прочесть все рассказы в оригинале. А пока он подготовил для Вас читательский дневник по всему циклу. Здесь Вы найдете и краткий пересказ всех рассказов, и характеристику героев, и план для каждой истории, и разделы «отзыв», «чему учит автор». Полученной информации вполне хватит для формирования собственного мнения. Однако не поленитесь и все же прочитайте цикл «Леля и Минька» в оригинале. Вы точно не пожалеете. Приятного просвещения!
Содержание:
Главное о произведении
Многомудрый Литрекон предлагает начать с заполнения небольшого списка. Много времени это не отнимет, а информация может пригодиться при дальнейшей работе над книгой:
- Полное название: «Леля и Минька».
- Автор: Михаил Зощенко.
- Дата создания: 1937-1940.
- Жанр: цикл рассказов, реализм.
- Главная мысль: Дети – это маленькие люди. Конечно, они должны слушать взрослых. Но и взрослые должны помнить, что эти человечки – пока что дети, они только познают мир и учатся жить. Им нужно помогать, направлять их. И даже когда дело доходит до наказания, необходимо сохранять меру.
Кратчайшее содержание
Цикл рассказов посвящен детству Лели и Миньки, их проделкам и приключениям. У каждого рассказа свой сюжет, пересказывать здесь каждый из них довольно долго. Поэтому Многомудрый Литрекон призывает Вас ознакомиться с кратким содержанием всего сборника, расположенным тут.
Например, рассказ «Тридцать лет спустя» очень тяжелый. Начинается он с предыстории. М. Зощенко делится с читателями, как вспомнил эту историю. Далее следует самое интересное – главное повествование. Минька в детстве часто болел и родители его постоянно баловали. Леля этому сильно завидовала. Девочка обладала хорошим здоровьем, что сильно ее огорчало. Однажды она даже пошла на обман, чтобы и ее пожалели. Но обман раскрылся и Лелю наказали. Девочку лишили родительского внимания. А ведь именно его Леля и хотела получить. Ей не нужны были сладости и игрушки. Только родительская любовь. Однако родители этого замечать не хотели.
Михаил Зощенко навестил сестру спустя 30 лет, когда работал над своими произведениями. И узнал эту страшную тайну – недостаток внимания. Леле было обидно из-за этого. При этом она не испытывала ненависти к младшему брату даже в детстве. Да и к родителям героиня относилась неплохо, несмотря на обиды.
Главные герои
Цикл рассказов «Леля и Минька» немаленький, однако главных героев в нем немного. В определенных рассказах их характеристика может меняться, но если постараться собрать всю полученную информацию, можно выделить следующее:
- Минька – Михаил Зощенко. В рассказах он еще маленький мальчик, который только «пробует жизнь на вкус». Минька довольно любознательный, временами робкий, а порой даже хитрый. Но он хорошо запоминает все полученный жизненные уроки и приходит к правильным выводам.
- Леля – старшая сестра Миньки. Очень сообразительная и стойкая девочка. В некоторых рассказах, особенно самых первых, может показаться, что Лиля избалованная, завистливая и наглая. Но не стоит спешить с выводами. По мере прочтения всего цикла становится ясно, почему Лиля не всегда ведет себя красиво. И в финале героиня видится умным и просто живым человеком, который испытывает эмоции, чувства. И потому порой обижается и завидует. Всему есть причины.
- отец и мать Лели и Миньки – любящие родители. Они стараются дать своим детям все самое лучшее, научить их основам жизни, правильно воспитать. Правда далеко не всегда им удается рассудительно подходить к вопросу о воспитании, что приводит к страшным ошибкам, которые в свою очередь оставляют след в сердцах их детей.
План книги
Даже для сборника произведений нетрудно составить план для пересказа. Весь сборник стоит разбить по отдельным произведениям и строить для них свои небольшие планы. Так мы и поступим со сборником «Леля и Минька».
«Не надо врать»:
- Минька в гимназии и первая единица.
- Страх перед наказанием и необдуманные решения.
- Забытый дневник.
- Минька получает два новых дневника.
- Минька выбирает подарок и врет.
- Обман раскрыт.
- Мораль в качестве наказания.
- Минька раскаивается и признается в другом вранье.
- Отец Миньки рад, что его сын не врун.
- Леля получает наказание.
- Учитель убеждается, что Минька не обманщик, а сам Минька решает больше никогда не врать.
«Галоши и мороженое»:
- Любовь Лели и Миньки к мороженому.
- Старая галоша.
- Удачная сделка.
- Земляничное мороженое.
- Мало сладкого.
- Леля придумывает, как еще достать денег.
- Хитрый тряпичник.
- Новая сделка.
- Пропажа.
- Дети пытаются выкрутиться, но ничего не выходит.
- Суровое наказание.
- Усвоенный урок, который автор помнит спустя долгие годы.
«Бабушкин подарок»:
- Бабушка Лели и Миньки.
- Какой хороший Минька и какая нехорошая Леля.
- Нечестный подарок.
- Обида Лели.
- Бабушка недовольно внучкой, но за девочку заступился отец ребят.
- Минька пытается похвалиться перед взрослыми.
- Отец преподает Миньке важный урок.
- Минька все понимает и старается исправиться.
- Обиженная Леля сталкивается с последствиями.
«Тридцать лет спустя»:
- Неожиданное воспоминание.
- Как все было. Начало. Повышенное внимание к Миньки из-за его слабого здоровья.
- Леля завидует.
- Родители уходят в театр, а дети играют в бильярд.
- Хитрый план Лели.
- Леле плохо.
- Родители возвращаются и пугаются.
- Обман раскрыт.
- Леля наказана.
- Возвращение в настоящее.
- Михаил Зощенко отправляется проведать сестру.
- Тайна Лели.
- Автор показывает сестре свою любовь.
- Счастливый финал истории и урок, который писатель усвоил в зрелом возрасте.
«Находка»:
- Леля и Минька разыгрывают прохожего.
- Шалость не останется безнаказанной.
- Миньке дерут ухо.
- Мать хочет отплатить прохожему, но ее останавливает отец ребят.
- Отца никто не понимает.
- Спустя годы.
- Трудности на пути Михаила Зощенко.
- Совсем без денег и кошелек на дороге.
- Новые дети, старые шалости.
- Злость Михаила.
- Воспоминания и иное решение автора.
- Разрешение проблем.
«Елка»:
- Предстоящий праздник.
- Яблоко и пастилки с елки.
- Гости приходят.
- Ссора. Недостойное поведение Лели и Миньки.
- Мама ребят ссорится с гостями, гостей выгоняют.
- Леля и Минька продолжают бесчинствовать.
- Отец принимает верное решение: праздник отменен.
«Великие путешественники»:
- Степка собирает команду в кругосветное путешествие.
- Леля и Минька берут сборы вещей на себя.
- В путь!
- Первый день путешествия невероятно трудный. Минька в канаве и прожорливый Тузик.
- Привал с осами.
- Путешествие продолжается.
- Ночь в лесу.
- План Лели и Миньки.
- Кругосветное путешествие длиной в один день.
- Дети дома.
- Жестокое наказание для Степки.
- Новый день и продолжение веселья.
«Золотые слова»:
- Любимое развлечение Лели и Миньки – ужинать с взрослыми.
- Некрасиво влезать в чужие разговоры.
- Наказание.
- Конец наказания. Леля и Минька снова могут проводить время с гостями, но за столом они должны молчать.
- Вкусный ужин, начальник отца, кружка чая и ледяное масло.
- Чай гостя теперь с сюрпризом.
- Гость уверен, что его отравили, но в его чае просто масло.
- Разборки с детьми. Леля и Минька рассказывают, как было дело.
- Отец объясняет детям, что не всегда нужно молчать, даже если приказали.
Чему учит?
Несмотря на то, что М. Зощенко писал свои рассказы для детей, трудно назвать цикл «Леля и Минька» веселым и легким. Многие рассказы читать тяжело. Некоторые при прочтении могут даже испытать душевную боль, настолько сильны переживания за главных героев.
Например, в финале рассказа «Тридцать лет спустя» писатель прямо говорит о необходимости уделять внимание всем людям. Правда там есть слова, что по крайней мере хорошие люди заслуживают внимания и понимания. С этим утверждением автора не все согласятся. Все просто. Не существует хороших и плохих людей. Это живые существа, личности, со своими радостями, переживаниями. У людей бывают поступки, плохие или хорошие. По-другому не бывает. Даже взять преступника, найдутся веские причины для такого поведения. Да, этот рассказ поучительный, но очень тяжелый. Сложно понять жестокость родителей Лели и Миньки. И ведь сколько таких «лель», которые для самых близких, казалось бы, людей – ненужный пустой декор? Очень много.
Еще один рассказ из цикла не оставляет после себя приятные впечатления. Это рассказ «Находка». Леля и Минька решили разыграть прохожего, оставив на улице яркую коробку. Внутри коробки были лягушка и паук. По улице удачно шел прохожий. Он безумно обрадовался своей «находке». И рассердился, увидев содержимое. Этот человек оттаскал Миньку за ухо. А отец ребят дополнительно отругал своих детей за такой розыгрыш. Поведение отца Лели и Миньки в данной ситуации вызывает ряд вопросов. За что ругал? Почему так среагировал? Что плохого в детской забаве? Ответы на них мужчина читателям не дал. Сказал только, что Леля и Минька сами все поймут, когда вырастут. Поняли ли они? Да. Михаил Зощенко точно понял. Понял, что его отец был не прав. И прохожий тоже был не прав.
Михаил Зощенко сам попал в похожую ситуацию. Уже взрослый, он обнаружил кошелек на дороге и хотел его поднять. Но дети в кустах потянули за ниточку и кошелек «убежал». Первым порывом автора было оттаскать хулиганов за уши. И в этот момент он вспомнил случай из детства, а также слова отца. Да, он определенно его понял, только по-своему. И если разобраться, М. Зощенко поступил правильно, когда медленно побрел дальше. Очень здорово, что, вспомнив свою шалость, он испытал стыд за свою агрессию здесь и сейчас. Потому что в подобных розыгрышах нет ничего плохого. Дети просто развлекаются. Даже неясно, стоит ли говорить им, что они поступают неправильно. А неправильно ли?
Отец героев был убежден в том, что так шутить нельзя. И снова к нему появляются вопросы. Только теперь уже к его личностным качествам. Откуда у него такая реакция? Такая озлобленность. Не потому ли, что он когда-то сам попался на такую уловку? Если да, то назвать его «хорошим» человеком сложно. Очень странно, что в этом рассказе М. Зощенко не затронул одну немаловажную тему, которую как раз стоит обсуждать с детьми. Нельзя брать чужое. Если кошелек или коробка лежит на дороге, ее нельзя присваивать себе. Что если хозяин вещь обронил, и теперь ищет? Находку можно забрать домой и дать объявление. Или отнести в магазин с просьбой передать хозяину, если такой обнаружится. При условии, что продавец – человек добропорядочный. Но присваивать себе чужое нельзя. И, возвращаясь к отцу М. Зощенко, что он за человек? Судя по его реакции, неудивительно, если бы он стал тем самым «прохожим», который довольно потирая руки, заберет вещь с улицы себе. Словом, цикл «Леля и Минька» заставляет задуматься о многом.
Отзыв
Цикл рассказов, конечно, хорош. Он оставил после прочтения весь спектр эмоций. И автор прекрасно учит читателей на собственном примере. Но не всегда я согласна с ним. Например, мне откровенно не понравился рассказ «Галоши и мороженое». Автор делится с читателями тем, что обманывать и воровать нехорошо. Он никак не упрекает своих родителей, хотя мне кажется, что стоило бы. Естественно, не скажу, что полностью оправдываю Лелю и Миньку. Они поступили нехорошо, когда вынесли галоши из дома и продали их. Опять же, это дети, которые просто хотели сладкого. Мое отношение к тряпичнику в этом рассказе крайне негативное. Подлый скользкий человек, который без зазрения совести надует ребенка. Он подначивал ребят, чтобы они принесли ему еще галош, а потом, когда они пошли ему навстречу, сославшись на то, что обувь непарная, этот тип несправедливо сбил цену. Очень обидно, что он ушел безнаказанно.
К родителям Лели и Миньки у меня есть вопросы. Нет, эпизод, где их отец пригрозил сыну и дочери, меня восхитил. Хороший ход, который позволил без всяких проблем вывести детишек «на чистую воду». А вот с наказанием однозначно перебор. Да, обманывать и воровать нехорошо. Однако лишать детей сладкого на два года – это слишком. Неоправданная жестокость. Едва ли Леля и Минька усвоили урок. Точнее, конечно, усвоили. Но из тех же слов автора понятно, что такое наказание сильно отразилось на восприятии автора. Два года, даже год – это слишком долго. Наказание было бы справедливым, если бы оно длилось от нескольких недель до трех месяцев. Примерно. Даже пол года ребята могли бы потерпеть, хотя и такой период для любителей холодных сладостей покажется бесконечностью. Я разочарована. Пример родителей главных героев в этом рассказе мне сильно не понравился. Мои впечатления совсем не хорошие, я чувствовала себя обманутой. Но есть и позитивные нравственные уроки. Они заключаются в том, что всему есть мера. Даже когда речь идет о воспитании и наказании. Нельзя перебарщивать.
В цикле есть и действительно позитивные рассказы. Например, «Не надо врать» и «Великие путешественники». Эти истории поучительные, занятные и яркие. К сожалению, остальные шесть рассказов назвать яркими нельзя. Хотелось бы выделить рассказ «Елка». Странно уже то, что мне хочется поговорить не о главных героях, а об их родителях. Леля и Минька – прекрасные ребята. И мне просто за них обидно. Вопросы к их маме и папе у меня все не заканчиваются. Они их то постоянно ругают и наказывают, то ведут себя еще хуже, как в рассказе «Елка». Вроде бы, судя по названию, история обещает быть праздничной и веселой. Вовсе нет. Леля и Минька ведут себя отвратительно. Объедают сладости, ломают подарки, а потом хамят гостям. Минька так вообще бьет четырехлетнего мальчика. Как поступили бы адекватные родители? Наверняка извинились бы перед гостями, а нарушителей порядка здорово отругали бы и наказали. Что делает мать Лели и Миньки? Встает на защиту своих детей и ругается с гостями. Но ведь это не та ситуация, где Леля и Минька нуждались в поддержке и защите. Эта женщина, их мать, своим поведением буквально потакала их хамству, наглости и бессовестности. Очень странная женщина. Когда ее сын открыто подлизывался к взрослым в рассказе «Бабушкин подарок», она восхищалась им. Когда Леля, желая получить внимание, притворилась больной, эта женщина дочь жестоко наказала. А здесь она потакает их ужасному поведению.
Спасибо отцу ребят. Случай с елкой – тот случай, когда детей нужно было наказать. Отец поступал глупо, жестоко наказывая за притворство с болезнью и за проданные галоши. Но в этот зимний праздник он поступил верно. Оправдать Лелю и Миньку невозможно. И отмена праздника – лучшая плата за устроенное «шоу». Стоило бы еще жену без подарков оставить. Все же она вела себя еще хуже детей.
В заключение добавлю: мое мнение сводится к тому, что цикл рассказов «Леля и Минька» стоит прочесть каждому. Несмотря на полученные негативные эмоции в некоторых рассказах, я буду рекомендовать данную книгу всем друзьям и знакомым. Ведь несмотря ни на что, все рассказы интересные, поучительные, а у М. Зощенко прекрасный слог.
Автор: Елизавета Гориславец