Аргументы из пьесы «Вишнёвый сад» для итогового сочинения

«Вишнёвый сад» — пьеса Антона Павловича Чехова, жанр которой спустя больше ста лет после публикации произведения продолжает вызывать вопросы у литературных критиков. Сам автор назвал своё творение комедией, однако каждый, кто знаком с сюжетом «Вишнёвого сада» знает, что смешного там мало. Текст произведения проникнут печальным настроением и горькой иронией. Сюжет комедии «Вишнёвый сад» может стать полезным источником аргументов для экзаменов по литературе, в том числе для итогового сочинения. Литрекон предлагает свою подборку. Приятного просвещения!

Разум и чувства

Совершенно особенную роль в этом произведении Антона Чехова играет чувство ностальгии. Ностальгия — это особенное эмоциональное состояние человека, вызывающее у него беспредельную тоску по ушедшим временам и по минувшим событиям прошлого. Болезненное сожаление об ушедшей молодости, о минувшем счастье и днях былого процветания мешает дворянке Раневской и её семье жить сегодняшним днём и продать наконец усадьбу с любимым вишнёвым садом, долгие годы приносящим её семье лишь убытки: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом», — в отчаянии отвечает Раневская на все попытки Ермолая Алексеевича Лопахина её вразумить. Этот пример доказывает, что человек не должен слепо доверять своим чувствам и отметать доводы рассудка.

В пьесе «Вишнёвый сад» разум оказывается сильнее чувств в образе Лопахина, который, несмотря на свою привязанность к Раневской и её семье, принимает практичное решение купить их имение и вырубить сад. Для Лопахина это шаг к самоутверждению, доказательство своей состоятельности и отказ от прошлого, связанного с крепостным унижением его предков. В то время как Раневская и Гаев, движимые ностальгией и чувствами, не могут принять реальность, Лопахин идёт наперекор эмоциям и выбирает действия. Его поступок показывает, что иногда разум, ориентированный на будущее, становится единственным способом преодолеть застой и изменить жизнь.

Что мешает человеку быть счастливым?

Тема потери близкого человека часто встречается в произведениях русских писателей. Этот сюжет вызывает сильные эмоции и заставляет глубоко сопереживать персонажам. Для Любови Андреевны Раневской, героини комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад», потеря маленького сына стала болезненным ударом, наложившим отпечаток на всю её дальнейшую жизнь. Памятуя о трагической гибели Гриши, утонувшем в реке на территории их усадьбы, Раневская запрещала себе даже думать о том, чтобы продать имение под дачи, как предлагал купец Лопахин, и вырубить вишнёвый сад. Среди причин такого упрямства Любови Андреевны — не только ностальгия по счастливому прошлому и общее неумение вести дела в усадьбе, но и не ушедшая скорбь, уважение к памяти погибшего сына. Мысли о мальчике делают жизнь героини несчастной. Она бежит от них во Францию, но не может забыться, ведь такую боль нельзя унять.

Люди нередко сами откладывают заботы о своем счастье «на потом». В их плотном расписании нет такой опции. Поэтому их время уходит на заботы о второстепенных вещах. Любовь Андреевна Раневская решает выдать Варю, свою молодую воспитанницу, замуж за купца Ермолая Лопахина. Она считает Лопахина другом семьи, а этот брак — экономически выгодной сделкой, которая поможет Варе выйти «в люди» и жить на порядок лучше, чем в обедневшем имении разорившейся Раневской. Но Варя счастлива — она искренне хочет замуж. Нельзя сказать, что она влюблена в Лопахина, для неё скорее важен сам ритуал свадьбы и статус замужней женщины. Лопахин также не против жениться, Варя привлекает его своей домовитостью и хозяйственностью. На ней держится все имение. Тем не менее, купец тянет с предложением до последнего и в итоге так и не женится на Варе. Лопахину некогда устраивать личную жизнь, его подгоняют дела. Поэтому он несчастен: второстепенные заботы о материальном не дают ему завести семью и подумать о своих чувствах.

Опыт и ошибки

В пьесе «Вишнёвый сад» осмысление ошибок оказывается ключевым, хотя герои далеко не всегда готовы к этому. Раневская и Гаев, цепляясь за воспоминания и идеализированное прошлое, не замечают собственных промахов, которые привели их к утрате имения. Их неспособность взять ответственность за финансовый крах и найти выход из ситуации становится символом ухода старого мира. Лопахин, напротив, осознаёт ошибки своей семьи и, вместо того чтобы повторять их, выбирает активные действия, даже если они жестоки. Таким образом, пьеса показывает, что лишь осмысление ошибок открывает путь к переменам и помогает избежать разрушительных последствий.

В пьесе «Вишнёвый сад» жизненный опыт становится важным условием для адаптации в изменившихся реалиях, но далеко не все герои умеют извлечь из него пользу. Гаев и Раневская, имея за плечами годы, наполненные уроками, не делают выводов и продолжают жить иллюзиями, что приводит к утрате сада. Их жизненный опыт становится лишь грузом воспоминаний, а не источником мудрости. Лопахин, напротив, осознаёт ценность своего прошлого — трудного детства и стремления к успеху, — что позволяет ему изменить свою судьбу. Они вырос в бедности, но смог добиться высокого положения, ведь смог оседлать волну перемен. Чехов показывает, что жизненный опыт имеет ценность только тогда, когда он становится основой для действий и развития.

Перемены

В пьесе «Вишнёвый сад» страх перемен пронизывает судьбы героев, особенно Раневской и Гаева, которые цепляются за прошлое, словно оно способно спасти их от настоящего. Они боятся чего-то нового и неизвестного, потому что изменения требуют действий, а значит — ответственности, которой они избегают. Прощание с вишнёвым садом для них символизирует утрату стабильности и привычного мира, даже если этот мир давно обветшал. Теперь у героев нет дома, нет символа их дворянских привилегий. Непонятно, что их ждет дальше. Ни у кого из них нет четких планов на будущее. Чехов показывает, что люди боятся перемен, потому что это прыжок в неизвестность, в котором нужно отказаться от иллюзий и принять суровую правду о себе и окружающем мире.

Превратности судьбы часто влекут человека туда, где он не рассчитывал оказаться. Недаром существует поговорка, которую многие приписывают известному американскому кинорежиссеру Вуди Аллену: «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Как бы мы ни стремились распланировать и подчинить разуму свою жизнь, никто не может знать, что готовит завтрашний день. Так, Любовь Раневская, героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад», возвращаясь из Парижа в родное имение не могла знать, что совсем скоро ей снова придётся её покинуть. Разорённая парижским любовником и собственным неумением грамотно вести дела, Раневская живет на последние деньги. Все в её окружении, включая купца Лопахина, так или иначе склоняют её к тому, чтобы вырубить вишнёвый сад, а имение продать, чтобы на старой земле покупатель смог построить новые дачи или сдавать участки в аренду. Однако Раневская не желает ничего слышать и из последних сил «держится» за имение, которое для неё — символ былого счастья, любви и молодости. Однако судьба распоряжается по-своему. Купец Лопахин выкупает имение, выведенное на аукцион за неподъёмные долги. Раневская вынуждена покинуть дом и сад, которые отныне ей не принадлежат. «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!» — восклицает она в отчаянии. 

Какие темы еще можно добавить в подборку? Делитесь идеями в комментариях!

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *