Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Добро и зло»

Многомудрый Литрекон хочет упростить Вам подготовку к Итоговому Сочинению и предлагает литературные аргументы по направлению «Добро и зло». 10 примеров из классической литературы — гарант качества работы и хорошей оценки, ведь преподаватели охотнее оценят то, что знают сами. О том, как задеть проверяющего за живое на максимальное количество баллов, Литрекон написал вот здесь. Также он советует ознакомиться с критериями оценки эссе. Приятного просвещения!

  1. В рассказе А. Платонова «Юшка» главный герой проявил настоящую доброту, вложив все свои силы и средства в помощь сироте. Он был смертельно болен и знал это, а потому Юшка довольствовался самым необходимым, но усердно работал, чтобы совершить действительно значимое дело — вырастить девочку и оплатить ей образование. Когда он уйдет из мира, она останется и будет также творить добро, помня о нем. Так и произошло: после смерти всеми призираемого Юшки в город приехали его воспитанница и стала известным врачом. Только тогда люди поняли ценность скромной и тайной доброты вдали от посторонних глаз. Как мы видим из этого примера, по-настоящему добрый человек всегда поможет в беде и даже пожертвует своими интересами, выручая более слабого человека.
  2. Истинную доброту проявляют не от случая к случаю, а постоянно. Примером может послужить Марья Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Девушка не только мирилась с желчным и резким характером отца, но и преданно любила его, заботясь об его интересах и состоянии. Когда на их дом надвигалась вражеская армия, Марья отказалась покинуть его из-за болезни отца. Она ни за что не хотела бросать его, хотя ей угрожала реальная опасность. Героиня до последнего тянула с отъездом, совершенно не заботясь о себе. В этой самоотверженности и готовности на подвиг выражается истинная доброта, которую видно не в слове, а в деле.
  3. В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» изображено общество, в котором под влиянием войны не осталось места доброте. Казаки позабыли старые добрые традиции и пошли друг на друга войной. Так, Мишка Кошевой убивает несговорчивого деда Гришаку, хотя всю жизнь прожил с ним бок о бок. А затем и Митька Коршунов убивает семью Кошевого, и объясняет это местью за деда и спаленный дом. Под его шашкой гибнут даже маленькие дети. Мирная деревня превратилась в поле брани, где каждый сам за себя. Источником этой всесторонней злобы является братоубийственная война, которая сделала близких людей непримиримыми врагами и посеяла кровавую вражду в куренях.
  4. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» описывается противостояние добра и зла, однако читатель не видит в Сатане беспощадного и яростного демона, а на стороне света — богоподобных существ без изъяна. Автор показывает, что обе крайности по-своему необходимы друг другу, их сплетение рождает гармонию в мире. Воланд поясняет это на примере шпаги: она отбрасывает тень, но если бы тени не было, не было бы и всего живого. Идеал света недостижим, и если убрать все зло из мира, нужно будет убрать и людей вместе с ним. Поэтому я думаю, что зло — это естественная сторона натуры человека, с которой ему постоянно необходимо бороться, чтобы совершенствовать себя в каждом поединке.
  5. Люди не рождаются злыми, а становятся. Это убедительно доказал М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Григорий не был равнодушным эгоистом с самого рождения, но окружение сделало его таким. Он так и не узнал теплоты семейного очага, все время рос при гувернантках и слугах. Деньги раньше времени открыли ему все удовольствия и уничтожили мотивацию к работе и созиданию. Печорин и так имел все, что нужно, и даже больше, так зачем тогда трудиться и добиваться чего-то? Любовь в светских гостиных, объятая лицемерием и фальшью, разочаровала его в женщинах и сделала холодным и расчетливым. Взрослый Печорин уже не жалел людей, так как знал им цену, и она была невелика. Поэтому он так бессердечно обходился с женщинами и мучал их, поэтому без сожалений убил Грушницкого. В его системе ценностей никто не расставил приоритеты, и цинизм раньше времени выжег все эмоции.
  6. Злость порождает лишь ответную злость, и А.С. Пушкин не раз отмечал это в своих произведениях. Например, в романе «Евгений Онегин» он описал типичное сватовство начала 19 века: маму Татьяны и Ольги насильно выдали замуж за человека, который был гораздо старше ее. При этом героиня была влюблена и имела свои склонности и увлечения в городской жизни, а муж увез ее в деревню и не вывозил в свет. В итоге прелестная юная девушка превратилась в деспотичную помещицу, которая не жалела крепостных, да и к детям относилась довольно холодно. Столкнувшись с плохим отношением со стороны семьи, она стала проявлять злость постоянно, думая, что это норма.
  7. Даже добрые люди могут столкнуться с непониманием и злобой. Например, главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» была настоящей праведницей: помогала всем задаром, не гневалась и не грубила людям, воспитала чужую дочку в любви и ласке. Без нее не обходилось ни одно мероприятие в колхозе, хотя никаких денег за участие она не просила. Даже пенсию ей приходилось выпрашивать, так как старушке и в голову не приходило в дни молодости обегать партийные собрания и доказывать то, что она трудилась. И все же даже такого отзывчивого человека невзлюбили деревенские жители. Красноречиво говорит об этом сцена похорон Матрены, когда люди делят ее ничтожное имущество, а не вспоминают о покойной. Всю жизнь она была одинокой и непонятой, даже несмотря на свою доброту, и после смерти о ней вспомнила только приемная дочка и жилец (он же рассказчик).
  8. О том, что такое доброта, говорит произведение М.А. Шолохова «Судьба человека».  Андрей Соколов, потеряв всю семью и вернувшись с войны опустошенным и отчаявшимся,  увидел на улице сироту. Мальчик искал родителей и жил беспризорником на то, что дадут люди. Именно тогда герой понял, что есть те, кто пострадал сильнее его, и что он, Андрей, должен вернуть этому мальчику мирное небо над головой, украденное войной. Соколов представился Ване отцом и взял его к себе. Казалось бы, он потерял семью и кров, не имеет работы и перспектив, но все же этот мужественный человек берет судьбу ребенка в свои израненные руки, ведь доброта — это стиль жизни, а не красное словцо. Это качество определяется и выражается только поступками.
  9. Настоящее зло коренится в равнодушии. Так, герои поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» не убивают друг друга и не проявляют агрессии, но читатель видит, что все зло в России того времени исходит от них. Коробочки, Плюшкины, Маниловы и Собакевичи нагло паразитируют на крестьянах и нагружают их тяжелым трудом, но сами ничего не делают, и лишь транжирят нажитые чужим потом богатства. Например, Плюшкин настолько опустился, что даже перестал продавать то, что производят крестьяне. Все плоды их труда гниют у него в сараях. Сами же люди ходят в обносках и живут в своих поломанных избах хуже скотины. Причина всего этого неявного зла кроется в равнодушии помещиков к родине и ее судьбе. Они лишь набивают свой карман и не думают о завтрашнем дне.
  10. Многие люди защищают и творят зло, сами того не ведая. Например, многие герои пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» всерьез полагают, что беспардонная эксплуатация народа России — это благо для страны, что их исключительное право на жизни людей — справедливая мера. Фамусов превозносит карьеристов и взяточников, да и сам не трудится, а только пользуется своими привилегиями от службы. Он ценит людей только по их статусу и достатку, а личностные качества ему не важны. Также думают и его многочисленные знакомые из московского дворянства. Не задумываясь о судьбе страны, эти люди творят зло и поощряют его, попирая ногами простой народ. Из-за их лени, глупости и порочности страдает вся Россия. Но это зло не явное, скрытое, поэтому его никто так не называет, соответственно, с ним никто и не думает бороться.
  11. Истинная доброта проявляется в минуты тяжелых испытаний. Так, герои рассказа В. Распутина «Уроки французского» живут в тяжелое время для нашей страны, когда многие люди нуждались не только в деньгах, но и в самых необходимых условиях для жизни — в еде, одежде и жилье. В такие годы умный мальчик из деревни приезжает учиться в город, но вся еда, которую присылает ему и без того бедная мама, уходит его родственнице, которая считает это платой за жилье. Володя голодает и пытается заработать деньги в азартных играх. Узнав об этом, его учительница пытается помочь гордому ученику и сама играет с ним на деньги. За это она лишается работы, но героиня не жалеет о своем поступке, ведь ребенок пережил это трудное время в школе только благодаря ее доброте. Даже после увольнения она продолжает помогать Володе. Таким образом, настоящая доброта проявляется в настоящих делах.
  12. Доброта уместна даже на войне. Яркое тому подтверждение — пример из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрей участвовал в осаде города Дубно, но внезапно он увидел в ночной темноте знакомую служанку. Татарка служила польской панне, в которую был влюблен герой. Она сообщила, что мать госпожи умирает от голода, и та просит Андрея прислать хоть немного хлеба для нее, чтобы не видеть ее страданий. Казак взвалил на плечи мешок хлеба и пошел на зов о помощи, не задумываясь о последствиях. Даже в военное время он не мог отказать умирающим женщинам в милости. Солдат должен воевать с солдатами, но не с матерями и детьми. Добрый поступок героя показывает, что любую вражду может победить один добрый жест, ведь поляки приняли казака к себе, видя его отзывчивость и милосердие.
  13. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» причиной озлобления главного героя является нищета, в которой он погряз. Родион находится в трудных жизненных обстоятельствах: у него нет денег даже на еду и одежду. Его семья от бедности и желания помочь ему решается на отчаянный шаг — помолвка сестры Родиона с богатым юристом Лужиным. Все эти факторы вынуждают Раскольникова создать в своем воображении теорию, которая оправдывает любое зло, сделанное во благо. По его мнению, люди высшего сорта имеют право убивать других, если это двигает человечество вперед. Но убив старуху-процентщицу и ее сестру, Раскольников так и не смог «сдвинуть человечество», потому что не смог оправдать себя даже благом униженных и оскорбленных. Значит, никакое зло не может быть оправдано благими побуждениями.

Читайте также:

комментариев 13

  1. Kris:

    Вы кажись попутали детство Печорина с детством Онегина

    • Самый Зелёный:

      Здравствуйте. Оба персонажа росли в таких условиях, поэтому они так похожи. Лермонтов был большим поклонником творчества Пушкина, и Печорин — его продолжение Онегина.

    • Анон:

      У него была чахотка.

  2. Jimmka:

    Большое спасибо за аргументы 🙂

  3. Kalibr:

    Огромное спасибо автору, это очень упрощает поиск материала

  4. Олег:

    Вы, кажется, врете. Юшка не был болен.Больна была девочка, и он практически все заработанные деньги тратил на ее лечение.

    • Самый Зелёный:

      «Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал…» — говорит Юшка. Далее автор описывает, что герой даже получал ежегодный отпуск от хозяина из-за своего диагноза. Да и умер Юшка не от удара, а от того, что не мог больной человек испытывать такие физические нагрузки.

    • Анита:

      Чахотка у него была.

  5. Гриша:

    Спасибо за огромное количество материала.
    Никогда не относился к художественной литературе с предпочтением, но, просмотрев ваш сайт, уверен на 90 процентов, что сдам итоговое сочинение. Ещё раз спасибо!

  6. Павел:

    Солженицин, господи хоть посмотрите как фамилии авторов пишутся….

    • Самый Зелёный:

      Спасибо, исправили) Не стоит так агрессивно реагировать на опечатки, Вы ведь тоже многие запятые проигнорировали)

  7. анвар:

    Идеальнее этого сайта ничего нет, спасибо большое, очень помогло на экзамене!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector