Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ: Героизм

Многомудрый Литрекон составил для Вас список примеров из литературы, которые помогут доказать ту или иную мысль в сочинении на тему «Героизм». Кроме названий произведений, Вы найдёте краткое описание нужных эпизодов и микровывод, по которому можно понять, какой тезис взят за основу. Данные аргументы из литературы пригодятся для написания итогового сочинения или эссе на ЕГЭ по русскому языку. Каждый заголовок — это конкретная проблема, затронутая в сочинении.

Героизм на ВОВ

«Судьба человека» М.А. Шолохов. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – это печальная, страшная и невероятно тяжёлая страница в истории нашего государства (и не только нашего). Однако именно на войне всегда есть место подвигу – а вместе с ним и героизму. Одну из таких историй (а в действительности подобных было очень и очень много) запечатлел Михаил Александрович Шолохов в своём рассказе «Судьба человека». Главный герой – Андрей Соколов. До фашистского вторжения у него была замечательная семья, но война отняла у мужчины всё самое ценное. Однако кое-что у Соколова всё-таки осталось – сила духа, непоколебимая воля, доброе сердце, храбрость и человечность. В какой-то момент мужчина попадает в плен к фашистам. Когда комендант концлагеря Мюллер предлагает герою выпить «за победу немецкого оружия», Андрей отказывается и пьёт вместо этого «за свою погибель и избавление от мук». Примечательно и то, что оказался у коменданта Соколов за свои смелые и дерзкие высказывания – его чуть было не расстреляли. В этот момент пришло известие о том, что немецкие войска заняли Сталинград – в честь этого пленного помиловали и даже выдали буханку хлеба и кусок сала. Андрей Соколов и тут проявил себя как герой – разделил еду с товарищами. Таким образом, главный герой рассказа «Судьба человека» – это яркий пример того, что достойные, благородные люди даже на войне остаются настоящими Людьми и совершают подвиги. Их не страшат ни угроза смерти, ни пытки, ни лишения – они готовы стойко защищать свою родину и свои принципы. Такие герои служат примером для будущего поколения. 

«А зори здесь тихие…» Б. Васильев. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» – это история о трагических судьбах пятерых девушек во время Великой Отечественной войны. Героизм не имеет пола. Пятеро девушек, Рита, Лиза, Галя, Соня и Женя, которые должны были оказаться в тихом и безлюдном месте, где не было боев, по воле случая отправляются на сложное задание в лес – выслеживать врага. Командует небольшим отрядом старшина Васков. Во время похода героини проявляют невероятную силу духа: хоть их и страшат пули и ножи, пугают затаившийся враг и опасность, которая кроется повсюду, они побеждают свои страхи и сомнения. Каждая из них выполняет свой долг и одерживает нравственную победу над собой. В конце повести весь отряд, кроме командира, погибает – героически и самоотверженно. Молодые женщины приносят себя в жертву, чтобы спасти Родину, и им это удается: отряд диверсантов остановлен. Таким образом, Б. Васильев доказал, что героизм – это внутреннее состояние человека, которое не зависит от обстоятельств или пола. Повесть «А зори здесь тихие…» запечатлела на долгие годы эту страшную страницу в истории нашего государства и пример настоящего подвига настоящих людей, чтобы грядущие поколения помнили о героизме предков и стремились быть столь же храбрыми и достойными личностями.

«Василий Тёркин» А.Т. Твардовский. Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» воодушевляла многих бойцов во время Великой Отечественной войны. Главный герой произведения – солдат Василий Тёркин стал собирательным образом всех советских воинов – храбрым, оптимистичным, простым, добрым, скромным. Он в одиночку переплывает ледяную реку, чтобы доставить важное сообщение на другой берег, и как будто бы даже не замечает, что произошло что-то необычайное. Сам автор пишет так: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Эти слова описывают отношение Василия Тёркина к своим подвигам – он совершает геройские поступки не ради славы и признания, а из искреннего стремления защитить родину и людей. Василий Тёркин регулярно проявляет смелость, великодушие, самоотверженность. Таким образом, истинному героизму чужды притворство, тщеславие, алчность. Настоящие герои действительно добры, самоотверженны, нравственны и благородны, и именно желание помогать другим побуждает их совершать подвиги.

Герои в мирной жизни

«Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Героизму есть место не только на поле битвы. Героизм – это сила духа, это воспитание, это нравственные ориентиры, это доброе сердце, сохраняющее отзывчивость, несмотря на испытания, лишения, неудачи. Доказательство этого утверждения мы находим в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня, Матрёна, названа писателем «праведницей». На таких, как она, держится мир. Матрёна готова бескорыстно и самозабвенно помогать другим людям. Она с радостью приходит на помощь, поддерживает, выполняет даже тяжёлую работу без жалоб и ропота. Более того, героиня ничего не ждёт взамен. Она совершает добрые поступки не ради ответных действий, а по душевной доброте, чтобы порадовать окружающих, облегчить их нищенскую долю в послевоенной деревне. Ей доставляет истинное удовольствие счастье других. И эта самоотверженность Матрёны – проявление настоящего героизма в повседневной жизни. Таким образом, рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» служит доказательством того, что героизм – это состояние души и показатель его нравственных ориентиров и внутренней силы.

«Человек на часах» Н.С. Лесков. Главный герой рассказа Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» – солдат Измайловского полка Постников. В описываемую писателем ночь Постников стоит на часах – то есть занимает пост часового. Но вдруг слышит крик о помощи. Согласно уставу, герой не имеет права покидать свой пост. За нарушение следует наказание. Тогда перед солдатом встаёт сложная нравственная дилемма: нарушить устав, но спасти чью-то жизнь или сохранить верность военному уставу, но, возможно, упустить возможность помочь человеку, который попал в беду. Дело в том, что нет уверенности, что крики о помощи настоящие, что это не чья-то злая шутка или хитрая уловка, чтобы выманить часового с поста. В конце концов, в душе Постникова побеждают нравственность, человечность, доброта – он покидает пост и спасает человека, который в самом деле оказался в опасности. Это яркий пример настоящего героизма, которому не страшны ни выговоры, ни наказания. Настоящий герой готов жертвовать своим удобствами и благами ради помощи другим людям. И далеко не всегда подвиги оценивают по достоинству. Например, для героя рассказа «Человек на часах» история закончилась весьма печально – он был наказан за нарушение устава, а его геройский поступок себе присвоил проезжавший мимо офицер. Таким образом, становится понятно, что героизм заключается вовсе не в количестве наград или медалей, а в реальных поступках и в личности человека. 

Что такое героизм?

«Старуха Изергиль» М. Горький. Героиня рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» повествует об истинном герое. Старуха Изергиль делится с путником легендой о Данко. Некогда очень и очень давно одно племя прогнало другое, более слабое племя людей в глубь леса. Но настал момент, когда из-за участившихся болезней и недостатка ресурсов для жизни люди решили выбраться из чащи – это было необходимо. Однако с одной стороны их окружал сильный враг, а с другой – непроходимые дебри деревьев и других растений. Тогда нашёлся среди них смельчак по имени Данко. Он предложил отправиться сквозь густой лес под его предводительством. Соплеменники поверили Данко и пошли за ним. Тяжёлый и долгий путь утомил людей. Но признаваться в собственном бессилии и усталости они не желали, так что начали упрекать храброго Данко в том, что он предложил неверное решение. Более того, путники захотели убить юношу. Но в сердце героя продолжал гореть огонь доброты, отзывчивости, благородства, самоотверженности и невероятного сочувствия к своим соплеменникам. Он искренне желал помочь им и облегчить их страдания. Тогда он «разорвал руками себе грудь», достал оттуда своё ярко пылающее сердце и осветил им оставшийся путь. Вскоре густой лес закончился, и люди увидели прекрасную степь. Данко радостно засмеялся и умер. Это пример необычайного героизма – самоотверженного и искреннего. Несмотря на ненависть народа, на его подлые мысли, слова и намерения, Данко поистине хотел помочь людям, спасти их, уменьшить их боль.

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь. В центре внимания Николая Васильевича Гоголя в произведении «Тарас Бульба» донские казаки, которые защищают родину от польского вторжения. Тарас Бульба – по имени которого названа повесть – настоящий герой. В битвах Тарас проявляет недюжинную храбрость и силу духа. Героический поступок он совершает даже перед смертью – когда оказывается в плену врага, прикованный железными цепями к дереву, когда костёр вот-вот отнимет у него жизнь, Тарас Бульба успевает крикнуть своим товарищам, куда двигаться, чтобы избежать опасности и скрыться от недругов, – ведь с высоты, на которой он находится, ему виднее путь отхода. Козакам удаётся оторваться от неприятели и спастись. Таким образом, не остаётся сомнений, что героизм – это состояние души, он не бывает временным. Герой найдёт способ помочь другим, даже когда сам находится в шаге от неминуемой гибели.

«Бородино» М.Ю. Лермонтов. Примеры героизма можно найти не только в прозе, но и в лирических произведениях. Например, стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» посвящено событиям Отечественной войны 1812 года и её героям. Поэт пишет: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». Далее автор описывает подвиг солдат, которые долгое время защищали Москву, а потом приняли тяжёлое, но необходимое решение покинуть столицу. Вспомним следующие строки: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Таким образом, героизм заключается в бескорыстном стремлении защищать своё отечество, свой народ и всех тех, кто нуждается в этой защите и помощи. Героя не пугает даже угроза смерти – как, например, и солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова. Безусловно, война – не единственное место, где человек может совершить героический подвиг. Однако такие поступки точно входят в историю, потому что на кону жизни огромного количества людей и судьба целого государства. Это большая ответственность, взять которую на себя – тоже героизм. А покинуть Москву было тем более трудным и крайне ответственным решением. Но об исходе сражения поэт гордо заявляет: «не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана». 

Истинный и ложный героизм

«Сотников» В.В. Быков. Произведение Василя Быкова «Сотников» поднимает сложный, но важный вопрос о мнимом и настоящем героизме. По сюжету, два солдата – Рыбак и Сотников – отправляются на задание в период Великой Отечественной войны. Сотников не сообщил начальству о своём плохом самочувствии, но в пути мужчине становится только хуже, он боится стать обузой для товарища. И кажется, что Рыбак совершает настоящий подвиг, не бросая друга в беде, возвращаясь за ним. Сотников же напротив – без злого умысла, однако всё-таки выдаёт и себя, и товарища врагу, громко закашлявшись. Но истинные намерения, настоящая сущность этих двух героев раскрывается только в конце книги, когда оба попадают в плен к неприятелю. Недаром же произведение названо именно «Сотников», а не «Рыбак», например. Это уже зарождает в читателе мысль о том, что персонажи окажутся вовсе не такими, какими они показались изначально. В плену, ожидая своей участи, Сотников уверен в своих принципах, он твёрдо знает, что ни за что не выдаст партизан, не скажет ничего, что могло бы помочь врагу одержать победу. Иначе повёл себя Рыбак: он решил сотрудничать с неприятелем, согласился служить вражеской полиции. Наутро Сотников был казнён. Но погиб он как герой. Таким образом, героизм – это способность оставаться верным себе и своим принципах, даже когда угрожает опасность. Героизм – это всеми силами и до последнего вздоха защищать свою родину, своих людей, свои интересы и отстаивать свои принципы. Для настоящего героя даже смерть не страшна, если речь идёт о судьбе его отечества и народа.  

«Война и мир» Л.Н. Толстой. Проблема ложного и настоящего героизма встречается и в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» (хотя, вероятно, трудно найти тему, которую писатель не затронул бы в этом поистине значительном произведении русской классической литературы). Читатель видит Жеркова – трус и предатель он настоящий, а вот герой – нет. Он гонится за орденами и наградами, за похвалой и славой, но совершать подвиги вовсе не стремится. Да и в бой совсем не рвётся. Его даже выгнали из одного полка, но Жерков удивительным образом сумел устроиться ординарцем к самому Багратиону. Другое действующее лицо, которое привлекает внимание, – ротный командир Тимохин. Он скромен и прост. Но своими храбрыми поступками Тимохин вдохновляет солдат своей роты на героические свершения – они атакуют французов и отбрасывают неприятеля на некоторое расстояние, выигрывая время. Таким образом, героизм не всегда проявляется в количестве наград. Истинный героизм заключается в поступках, в подвигах, в стремлении безвозмездно защищать и помогать. Блеск и звон настоящего героя часто вовсе не в сияющий орденах, а в клинках, которые бьются друг о друга на поле боя.

Автор: Мария Сербина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector