Аргументы из рассказов И. Бунина для итогового сочинения
Иван Алексеевич Бунин — русский писатель-классик, чьё литературное наследие насчитывает десятки сборников, стихотворений, рассказов, повестей и несколько романов. Этот человек особенно тонко чувствовал все нюансы человеческой души и потому так подробно и точно описывал человеческие чувства в своих произведениях. Многомудрый Литрекон уверен, что читатель найдёт в работах Ивана Бунина множество интересных сюжетов и тем для размышления. Мы предлагаем подборку аргументов для итогового сочинения из произведений этого автора. Приятного просвещения!
«Чистый понедельник»
Любовь становится испытанием, когда перед человеком встаёт выбор между чувством и внутренним призванием. В рассказе Бунина «Чистый понедельник» героиня, испытывая глубокую привязанность к рассказчику, понимает, что её истинный путь лежит в духовных поисках. Любовь мужчины становится для неё проверкой на силу духа: она осознаёт, что стремление к высшему счастью важнее земных чувств. Отказавшись от личного счастья, героиня уходит в монастырь, обретая гармонию с собой. Испытание любви для неё заключается в жертве и способности выбрать путь, соответствующий её душе, несмотря на боль разлуки. Такое решение показывает силу характера и глубину её веры.
Поиск себя. Вопрос Божественного предназначения и веры в высшие силы также занимает далеко не последнее место в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Например, противостояние плотского и духовного начал писатель изображает в одном из рассказов знаменитого цикла «Тёмные аллеи» — «Чистый понедельник». У героев этого рассказа нет имён — они не имеют для повествователя никакого значения. Главное — то, что происходит между ними. Он любит её всем сердцем, но никак не может сполна насытится этой любовью — она не отдаётся ему полностью, а временами он и вовсе чувствует себя ее игрушкой, когда-то любимой, но наскучившей. Её судьба полна противоречий, образ жизни сочетает в себе роскошь и аскетизм. И она любит его, хоть и не показывает этого так откровенно, как ему хотелось бы. В конце концов, ночь на чистый понедельник герои проводят вместе. Свершилось то, чего он так долго ждал, но насколько счастлив он был вечером, настолько несчастным ему суждено стать потом — его возлюбленная уходит, оставив после себя лишь записку, в которой сообщает о своём уходе в монастырь. Герой в отчаянии рвёт на себе волосы. Он не понимает того, что происходило в душе возлюбленной: в ней божественное, чистое начало одержало победу над всем земным, — и потому ей больше нет места в миру, вне монастыря. Вера и любовь к Богу оказалась сильнее любви к земному мужчине.
«Темные аллеи»
Что мешает человеку быть счастливым? В рассказе Бунина «Тёмные аллеи» счастью человека мешает неспособность отпустить прошлое и простить. Надежда, оставленная Николаем, прожила жизнь, наполненную горечью и обидой. Её любовь к нему была искренней и всепоглощающей, но предательство разрушило её веру в счастье. Она не смогла забыть обиду и открыть сердце для новых чувств, хотя годы шли. Её нежелание простить Николая стало преградой к спокойствию души, сделав судьбу одинокой и горькой. Таким образом, внутренние переживания, накопленные обиды и зацикленность на прошлом могут лишить человека возможности обрести счастье и жить полноценно.
Эгоизм опасен для любви, потому что разрушает её основу — взаимность и жертвенность. В рассказе Бунина «Тёмные аллеи» Николай оставляет Надежду, думая только о собственных чувствах и намерениях. Сначала герой воспользовался взаимностью крестьянки, а потом бросил ее, как только решил завязать более серьезные отношения. Он жертвует искренними чувствами ради другой девушки, из высшего общества, но, живя в плену своего эгоизма, так и не обретает счастья. Жена изменила ему, сын не оправдал ожиданий, но почему так произошло? Видимо, в семье Николай был таким же отстраненным и самолюбивым, как и в романе с Надеждой. Его неспособность отдаваться чувству полностью и думать о другом человеке делает его жизнь пустой. Напротив, Надежда, несмотря на страдания, сохранила свою любовь как что-то святое. Николай же остаётся одиноким. Думая только о себе, он потерял то, что могло бы сделать его по-настоящему счастливым.
«Красавица»
Опасность равнодушия в том, что оно разрушает самые близкие отношения и лишает человека чувства нужности. В рассказе Бунина «Красавица» мачеха равнодушна к пасынку, который, лишённый её заботы и внимания, постепенно становится чужим в своей семье. Она видит в нём только обузу, а не живого человека, который нуждается в теплоте. Её холодное отношение не только травмирует ребёнка, но и лишает семью гармонии. «И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме» — пишет автор. Это равнодушие, превратившееся в настоящее психологическое насилие над детской психикой, показывает, как отсутствие любви может навсегда оставить в сердце человека глубокую рану, разрушая его внутренний мир и возможность быть счастливым.
Непоправимые ошибки случаются, когда упущенные моменты нельзя вернуть или исправить. В рассказе Бунина «Красавица» мачеха совершает такую ошибку, отказывая пасынку в заботе и любви. Её холодность и равнодушие постепенно стирают его из жизни семьи, превращая мальчика в постороннего обитателя пустого дома, где все проходят мимо ребенка, будто это призрак. Этот эмоциональный разрыв невозможно восполнить: даже если мачеха осознает свою вину, время и доверие будут безвозвратно утрачены. Подобные ошибки становятся непоправимыми не только из-за их последствий, но и потому, что они создают в душе другого человека пустоту, которую уже ничем не заполнить, разрушая семьи и оставляя глубокие раны на всю жизнь.
«Митина любовь»
Первая любовь. Любовь в произведениях И.А. Бунина — это и платоническое чувство, и физическое влечение, и стремление к полному единению душ. В своём творчестве автор показывал все грани этого невероятного чувства. Болезненность и трагизм первой любви показаны им в известной повести «Митина любовь». Катя, любимая девушка главного героя, — весьма легкомысленная и ветреная; она не столько любит Митю, сколько позволяет ему любить себя и наслаждается тем, как юноша по ней страдает. То отдаляясь от Мити, то приближаясь к нему, но никогда не отдаваясь ему полностью, Катя мучает его не из жестокости характера, но из детского тщеславия. Разлука героев не способствует укреплению их и без того эфемерных отношений. Катя изменяет Мите со взрослым мужчиной, директором своей школы. Тот обещает открыть ей дорогу в мир театра и исполнить мечты девочки. В последнем письме к Мите Катя просит у него прощения и просит забыть её. Митя, не выдержав душевной боли от расставания, застреливается. Так завершается трагедия первой юношеской любви.
Любовь становится испытанием, когда сталкиваются мечты и стремления двух людей. В рассказе Бунина «Митина любовь» герой глубоко привязан к Кате, но его чувство омрачается ревностью к её увлечению театром и желанием реализовать талант. Катя, напротив, ищет свободы и самовыражения, что приводит к разрыву. Измена Кати становится для Мити невыносимым ударом, ведь его любовь строилась на идеализации и полной отдаче. Неспособность принять её выбор и предательство превращают это чувство в мучительное испытание, которое обнажает несовместимость их миров. Таким образом, любовь становится проверкой на прочность и умение понимать друг друга.
Сюжет, в котором любовь героев омрачается изменой одного из них, — весьма распространённый и часто используемый авторами мировой литературы. Нередко он встречается и в произведениях Ивана Бунина, в том числе в повести «Митина любовь». Находясь в деревне, в разлуке со своей возлюбленной, главный герой сходит с ума от тоски по любимой девушке. Развращённый и насмешливый деревенский староста, чувствуя и видя мучения юноши, цинично предлагает ему «поразвлечься» с кем-нибудь из деревенских девушек. Поначалу Мите хватает мужества отказаться от низкого предложения, однако его сила воли не выдерживаете проверку временем. Он платит за физическую близость с некой Алёнкой, молодой замужней женщиной, согласившейся на это, пока муж был в отъезде. После произошедшего душевная боль Мити становится ещё сильнее, усугубляясь горечью измены. Его мучает не только неизвестность относительно жизни его возлюбленной Кати в Москве, но и совесть — от собственного низкого поступка. Письмо Кати, в котором она просит о ней забыть, становится последней каплей. Митя, не выдержав душевной муки, решается на крайние меры.
«Генрих»
Любовь в творчестве И.А. Бунина, как правило, трагична, и часто оборачивается для персонажей неожиданной и болезненной потерей. Так происходит, например, с героем рассказа «Генрих». Молодой москвич, главный персонаж произведения, изначально кажется читателю грубым и безнравственным — на первых двух страницах рассказа он успевает признаться в любви двум разным женщинам. Однако искреннее чувство он испытывает к третьей — к некой Елене Генриховне, писательнице и журналистке, работающей под псевдонимом «Генрих». Герои вместе едут на поезде за границу, мечтая о том, как вдвоём сбегут от всего мира и будут жить где-то в Италии, далеко от России. Однако сначала женщине нужно расстаться с австрийским писателем, ревнивым мужчиной, которой считал её своей и только своей женщиной. Обедая во французском отеле, созерцая местные красоты, герой думает только о Генрих, спрашивая себя, когда получит от неё телеграмму из Вены, когда они снова встретятся. В своём ожидании мужчина проходит все стадии гнева и депрессии, на третий день уже чувствуя к Генрих ненависть. Однако внезапно из газеты он узнает страшную весть: писатель-австриец в порыве ревности застрелил свою возлюбленную. Они с Генрих больше никогда не встретятся. Жизнь героя оказывается сломанной, а любовь оборачивается самой страшной из пережитых когда-либо потерь.
Какие произведения стоит добавить к этому списку? Делитесь идеями в комментариях!